Дошкольники познают мир постоянно. Они развиваются через познание всего, что их окружает с помощью глаз, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Используя пять органов чувств, маленькие исследователи составляют понятие обо всех вещах и явлениях, рисуют картины своего мира. Родителям важно развивать все эти чувства.

Сенсорное развитие детей

Еще с рождения начинается сенсорное развитие детей дошкольного возраста и продолжается до школы. Именно в этот период формируются их представления обо всем на свете и о них самих.

Восприятие информации происходит неодинаково всеми органами чувств:

  • 90% информации получают с помощью зрения;
  • около 7-8% ‒ воспринимают слухом;
  • остальная информация поступает через осязание, обоняние, вкус.

Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста должно начинаться с работы над тактильными ощущениями, осязанием. Именно совершенствование этой системы стимулирует улучшение остальных. Малышу нужно предлагать различные по фактуре предметы: гладкие, шершавые, мягкие, твердые, холодные, теплые. Можно поводить перышком по его телу, а потом покатать пластиковый мячик. В ванне можно потрогать его ручкой теплую водичку, а потом холодную. Эффективно развивает вкус разнообразие продуктов в рационе: сладких, соленых, кислых.

Сенсорное развитие детей

Начиная с 2-3-х лет, сенсорное развитие детей младшего возраста происходит в ускоренном темпе. Занятия становятся более разнообразными. Наилучшим образом стимулируют сенсорное развитие детей дошкольного возраста игры. Они отличаются для разных возрастных групп.

Сенсорное развитие детей раннего возраста

В этом возрасте они познают важные характеристики предметов в пространстве, начиная от их формы и заканчивая размером. Поэтому сенсорное развитие детей 2-3 лет осуществляется посредством развивающих игрушек.

Разработаны специальные дидактические игры для сенсорного развития детей и соответствующие им игрушки. К востребованным относятся:

  • различные игры, связанные с сортировкой по свойствам предметов: разложить мозаику по цветам, собрать в ведерко мячики одного цвета, собрать пирамидку в правильном порядке;
  • сортеры всех видов;
  • угадывание с закрытыми глазами предмет по его форме или текстуре;
  • рисование красками, особенно пальчиковыми, лепка;
  • простейшие пазлы, игрушки-вкладыши.

Игры по сенсорному развитию детей раннего возраста простые, их можно придумывать буквально на ходу. Например, выбрать из мозаики основные цвета, а остальные насыпать в мешочек или в ведерко. Нужно показать мозаику одного цвета и попросить найти в мешочке такую же. Насыпать в миску разные орехи (грецкие, фундук, миндаль) и предложить рассортировать их. Взять 2 мисочки и 2 игрушки, например зайку и мишку. Подготовить фасоль 2-х видов (белую и темную) и сказать, что зайка ест только белую, а мишка – темную. Пусть малыш покормит своих друзей любимым лакомством.

Дошкольники 3-4 лет

Сенсорное развитие детей 3-4 лет усложняется. К этому моменту они уже знают до 6 основных цветов, как минимум 4 основные формы предметов, 4 вкуса, 2 понятия о температуре. Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр в этом возрасте способствует более углубленному изучению свойств предметов, освоению правил сортировки по нескольким признакам с использованием логического мышления.

Сенсорное развитие детей

Несколько примеров:

  1. Сделать несколько разноцветных цветов и бабочек в тон. Попросить малыша посадить каждое насекомое на свой цветочек.
  2. Вырезать из картона силуэты одежды разных цветов, а в них – дырочки в виде разных геометрических фигур. Аналогично сделать заплатки разных форм и цветов и попросить малыша «зашить» одежду.
  3. Из разных геометрических фигур собирать паровозик, домик и т.д.
  4. В этом возрасте эффективны игры на тренировку памяти. Смотреть на картинку, потом закрывать ее и по памяти называть, что там нарисовано. Со временем можно спрашивать о деталях, например, какого цвета изображение или какие на нем полоски и пр.
  5. Найти предмет в закрытом мешочке наощупь.
  6. Можно играть в игры-продолжайки. Вы говорите начало слова, а малыш – конец. Например, играем в животных: зай – ка, лисич – ка, во – лк, ко ‒ (рова, за). Аналогично можно играть с любой группой предметов или явлений.
  7. Можно завязать дошкольнику глаза и предложить ему по звуку, издаваемому предметом, узнать, что это. Возьмите колокольчики, шуршащие обертки, бумагу, песок, металлические игрушки, погремушки.
  8. Объединение объектов по смыслу: нарисовать картинки с четырьмя временами года и предметами, которые к ним относятся, и попросить соединить их друг с другом.

Поздний дошкольный возраст

И в позднем дошкольном возрасте продолжается сенсорное развитие детей через дидактические игры. Их сложность повышается, игроки могут уже сами придумывать алгоритмы или изменять сюжет по своему желанию. Вот несколько примеров дидактических игр в этом возрасте:

  1. Игры с использованием счета: нарисовать картинку и написать внутри цифру, попросить надеть такое число прищепок на изображение, которое указано на ней.
  2. Сравнивать между собой два рисунка и обнаруживать отличия.
  3. Находить в группе лишний предмет по ряду признаков.
  4. В спутанном изображении попытаться найти соответствующие фигуры.
  5. Пазлы из большого числа элементов (до 50).

Сенсорное развитие детей

Таким образом, именно игра – наилучший инструмент познания мира для дошкольников. Она постепенно развивается от простого к сложному пропорционально знаниям и умениям маленького исследователя.

Чтобы играть, необязательно иметь специальные приспособления, можно развивать органы чувств буквально с помощью всех окружающих. Делать это можно и дома, и на прогулке, и во время еды, купания, читая сказки или просматривая поучительные мультфильмы. Чем более развитыми станут основные системы чувств дошкольника, тем более разносторонним и богатым будет его представление о мире и тем более ярко и точно он сможет описывать все словами, фантазировать, воображать.