Развитие зрительной памяти у детей

Зрительная память – это способность человека запомнить образ, увиденный однажды. Это может быть и страница из книги, и лицо человека, и математические формулы. Высокий уровень этого умения существенно облегчает жизнь, улучшает коммуникативные навыки, ускоряет обучение, помогает в творчестве. Поэтому важно развитие зрительной памяти у детей, и этим занимаются родители, а вместе с ними дошкольные и школьные учреждения.

Развитие зрительной памяти у детей

Как улучшать зрительную память детей

Родителям и воспитателям в детских садах нужно знать, как развить зрительную память у ребенка дошкольного возраста. Этому могут быть посвящены отдельные занятия, но лучше дополнять их общением с малышами вне парты, мимоходом: на прогулке, в игре. Нельзя забывать, что основная деятельность дошкольника – именно игра, и в её процессе он получает полезные навыки, которые будет применять в жизни.

Развитие зрительной памяти у детей

Ниже приведены интересные занятия-игры, которые будут способствовать развитию зрительной памяти у детей дошкольного возраста.

  • «Что пропало?» Эта классическая игра заключается в следующем: перед ребёнком расположены несколько игрушек. Ему даётся немного времени, чтобы он всё рассмотрел и запомнил. Потом ребёнок отворачивается, а взрослый прячет одну игрушку. Малыш называет, которая игрушка пропала.
  • «Повтори картинку!» Ребёнку показывают картинку, дают немного времени на её изучение, а затем убирают её и просят малыша нарисовать что-то подобное. Можно начать с чистого листа или предложить ребёнку шаблон, где даны основные фрагменты картинки, и нужно её дополнить.
  • «Кто в чём одет?» Такую игру может провести родитель, когда забирает малыша из детского сада и ведёт его домой. Взрослый спрашивает, в чём были одеты его друзья – эта игра развивает не только зрительную память, но и внимание к деталям.
  • «Повтори узор!» Из счётных палочек, пуговиц или зубочисток выложен узор. Ребёнок смотрит на него 20-30 секунд, потом перемешивает элементы и составляет из них такой же орнамент.
  • «Цветовая последовательность». Из небольших разноцветных листов составлена последовательность. После короткого изучения ребёнок её повторяет.
  • «Посмотри и расскажи!» Эта игра улучшает не только зрительную память у детей, но и устную речь. Ребёнку показывают изображение пейзажа или интерьера, а затем убирают и задают вопросы о деталях: что где расположены, какого цвета объекты. Можно также поинтересоваться мнением малыша: нравится ли ему такая обстановка комнаты, хотел бы он там жить. Пусть мотивирует свою точку зрения, это научит его навыку убедительной речи.
  • «Где место потеряшки?» Ребёнку представляется схема, где расположены разные предметы. Оптимально разместить их в три ряда и три столбца, как в игре в «крестики-нолики». Малыш смотрит на такую таблицу, запоминая размещение объектов. Затем схему закрывают и просят ребёнка рассказать, в какой локации находится тот или иной объект: в центре, в левом верхнем углу…
  • «Построй дом!» Эта игра отличается тем, что здесь малыш взаимодействует не с нарисованными объектами, а настоящими, объёмными. Так он улучшает и мелкую моторику. Из кубиков строится сооружение, затем разрушается, а малыш его повторяет.
  • «Двигайся в танце». Интересное и весёлое упражнение, которое вызывает смех и укрепляет связь между ребёнком и взрослым. Взрослый выполняет какое-либо танцевальное движение, а ребёнок его повторяет. Играя таким образом, малыш учится владеть своим телом.

Развитие зрительной памяти у детей

Каждое из этих упражнений для зрительной памяти для детей является одновременно и проверкой этого навыка. Родитель, желающий контролировать прогресс, может вести записи: сколько ошибок ребёнок делал в начале занятий и сколько – через неделю или месяц тренировок. Результаты мотивируют на продолжение игровой совместной деятельности с ребёнком, а также позволяют корректировать её механизм, упрощая или усложняя задания. Например, если в игре «Что пропало?» взрослый прячет сначала одну игрушку, то потом скрываются уже две.

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР)

У малышей с ОНР страдает память всех видов:

  • моторная;
  • аффективная;
  • образная;
  • вербальная.

Особенность зрительной памяти детей с ОНР заключается в её сужении – дети склонны заменять элементы, которые им предлагают запомнить, испытывать трудности в опознании объектов, проявлять неспособность сконцентрировать внимание на задании. При этом уровень их зрительной памяти может превосходить речевую: они могут хорошо запоминать объекты, указывать на них, брать их, но не могут назвать и описать их.

Общее недоразвитие речи негативно влияет на речевой интеллект в целом: детям трудно и воспринимать слова, обращённые к ним, и самим их воспроизводить. ОНР разделяется на несколько уровней:

  • Для ОНР первого уровня характерны сложности при восприятии и воспроизведении последовательности слов.
  • Второй уровень ОНР сопряжён с узким объёмом зрительной памяти, заменой объектов и изображений теми, у которых есть схожие элементы.
  • ОНР третьего уровня подразумевает высокий уровень зрительного восприятия и зрительной памяти, также нет серьёзных дефектов слухо-речевой памяти.

Если у ребёнка выявлено ОНР, помимо посещения специализированного дошкольного учреждения рекомендуются индивидуальные занятия с логопедом, а также выполнение упражнений дома. Важно, чтобы родители занимали активную позицию и не полагались целиком и полностью на специалистов. Вот почему логопеды и воспитатели стремятся найти контакт с родителями детей с ОНР, чтобы двигаться вместе в одном направлении и помочь малышу в совершенстве овладеть речью.

Развитие зрительной памяти у детей

Заключение

Зрительная память – важный навык, на который человек опирается при обучении, общении и профессиональной деятельности. Вот почему так важно его развитие в детстве. Родителям и воспитателям следует регулярно проводить тесты на зрительную память для детей и в соответствии с их результатами предлагать упражнения, стимулирующие улучшение этого навыка.