Развитие воображения у детей

Умение создавать что-то новое, видеть необычное в повседневных предметах вырабатывается в детстве. Это результат деятельности высших психических функций. Без них невозможно успешное обучение в школе. Именно поэтому развитию воображения у детей дошкольного возраста необходимо уделять достаточно внимания.

Развитие воображения у детей

Механизмы

Воображение – это высшая психическая функция, отражающая действительность. Взрослые люди используют его для прогнозирования своих действий, представления результата, формирования образов, еще не существующих в реальности. У малышей в силу меньшего опыта часто происходят выходы за границы действительности. На рисовании уровень развития воображения детей проявляется ярче всего: они легко создают неведомые строения, придумывают новых зверей, птиц и пр.

При создании образов используются различные способы:

  • агглютинация, т. е. совмещение, склеивание частей от разных объектов, (например, кентавр — человекоконь);
  • гиперболизация, т. е. чрезмерное увеличение или уменьшение объектов, их отдельных черт;
  • схематизация;
  • типизация – выделение основных черт, объединение по этим признакам;
  • акцентирование, т. е. выделение отдельных черт;

Развитие воображения у детей

Не обойтись при создании образа без приемов синтеза и аналогии. Все эти средства человек обычно использует неосознанно. Однако это важнейшие инструменты логического мышления, познавательной деятельности.

Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста

У новорожденного малыша эта психическая функция отсутствует. Однако оно постепенно развивается и проходит несколько этапов:

  1. В 2,5-3 года у ребенка отмечаются первые признаки проявления работы воображения, что связано с накоплением опыта, активизацией наглядно-образного мышления, речевой деятельности. Чадо проигрывает хорошо знакомые ему простые сюжеты, но принципиально нового еще не создает. При этом он может путать собственные вымыслы с реальностью.
  2. В 4-5 лет происходит становление собственного «Я», усвоение социальных норм. Появляются ролевые игры, дитя начинает планировать свою деятельность. В рисунках появляются сюжеты, образность, малыш начинает сам придумывать сказки, рассказы. Фантазия начинает сочетаться с действительностью, но пока еще «ведет» образ.
  3. В 6-7 лет дошкольник начинает более свободно оперировать образами, адекватно соотносить их с действительностью, фантазия начинает подчиняться интеллекту, становится осмысленной, завершенной. Дошкольник легко комбинирует предметы, находит для них разные способы применения, создает образы, развивает их.

Развитие воображения у детей

На каждом этапе необходимо подбирать адекватные средства и приемы развития воображения у детей. Слишком сложные или легкие задания не будут стимулировать творческую активность.

Почему важно развивать воображение

Психическая функция тесно связана с мыслительной деятельностью, познавательными процессами, влияет на качество и успешность обучения, овладения новыми навыками, прогнозирование деятельности, становится основой для творчества, креативных способностей.

Развитие воображения у детей

Роль воображения в развитии ребенка сложно переоценить, оно влияет на интеллектуальные способности дошкольников:

  • образная память считается самой эффективной, основой для всех других способов запоминания;
  • самое быстрое мышление – образное;
  • эффективность чтения возрастает при использовании образов;
  • развивает творческие способности, креативность.

При общении со взрослыми чадо учится оперировать механизмами создания новых образов, усваивает их. Дальнейшее развитие психических функций связано с деятельностью малыша, накоплением опыта. Он учится принимать решения, предсказывать их последствия, принимать оригинальные решения, находить выходы из нестандартных ситуаций.

Взрослые люди используют навыки для создания новых продуктов, инновационных технологий, изобретений. Креативность необходима, чтобы найти нетрадиционное решение задачи, выход из сложной ситуации. Она помогает спрогнозировать свою деятельность, предсказать дальнейшие события и пр. Во взрослой жизни без него не обойтись.

Упражнения

Для развития творческого таланта у детей дошкольного возраста можно использовать разные методы. При этом нет необходимости в целенаправленных занятиях, почти все упражнения выполняются по ходу обычной ежедневной деятельности ребенка. Чаще всего используются игры и упражнения для развития воображения:

  • предложить малышу представить себя на месте сказочного или литературного персонажа, героя из фильма или мультика, спросить, как бы он себя повел, как избежать неприятной ситуации;
  • собирать конструктор или мозаику без инструкции;
  • взять простой предмет, например, карандаш, коробку, ведро и попросить придумать ему разные способы применения;
  • предложить сочинить собственную сказку или придумать рассказ по картинке, попросить расписать различные подробности: внешний вид героев, время действия;
  • наблюдение за людьми, например, при очередной прогулке вместе посмотреть на случайного прохожего и попросить малыша рассказать, какой жизнью живет этот человек, что с ним случилось пару часов назад, предположить, куда идет незнакомец;
  • чтение художественных произведений, сказок, разыгрывание сцен из книг;
  • для развития творческого воображения детей младшего и старшего дошкольного возраста используют рисование, лепку
  • предложить дошкольнику самому придумать продолжение читаемой истории;
  • сюжетно-ролевые игры в семье, с другими ребятами. Можно разыгрывать социальные сюжеты, например, прием у врача. Или предложить изобразить семью бабочек;
  • наблюдение за животными, растениями;
  • посещение выставок, музеев, галерей;
  • придумывание новых животных, сказочных персонажей;
  • предложить «накалякать» что-то без сюжета, а потом придумать, на что это похоже.

Развитие воображения у детей

Названные приемы используются ежедневно для развития творчества и воображения детей дошкольного возраста. Малыши любят фантазировать, сочинять небылицы и рисовать, поэтому занятия им интересны. А развитая креативность остается с ними на всю жизнь.