Развитие внимания у детей

Каждый день мы сталкиваемся с большим объемом информации. Взрослые уже научились отбрасывать лишнюю, ненужную в этот момент, сосредотачиваться на более важном. Малыши же только учатся этому. Задача родителей, педагогов, психологов – помочь развитию памяти и внимания у детей. Это дает им возможность в будущем сосредотачиваться, концентрироваться, совершать несколько действий одновременно, улучшать избирательную память. Все в комплексе помогает достичь успехов в учебе, работе. Поэтому многих родителей интересует вопрос: как у ребенка развить память и внимание?

Развитие внимания у детей

Этапы развития навыков концентрации

От рождения человек развивается, с каждым годом обретая новые навыки. Психологи выделяют такие этапы совершенствования внимания в раннем возрасте:

  1. Рассеянное – до года. В этот период дошкольник не может сосредоточиться на чем-то одном, концентрируется то на тех звуках, то на других, смотрит на разные предметы, легко отвлекаясь.
  2. Фиксированное: от 1 до 2 лет. Ребенок легко увлекается чем-то одним: сбором конструктора, одеванием кукол, машинками или лепкой. Уже на этом этапе родители могут помочь ему сосредотачиваться с помощью различных упражнений, игрушек. Но не стоит отвлекать увлекшегося малыша: дайте ему время на самостоятельное изучение.
  3. Гибкое одноканальное: от 2 до 3 лет. Теперь кроха может оторваться от увлекательного занятия и снова вернуться к нему через несколько минут.
  4. Сложившееся одноканальное: от 3 до 4 лет. В таком возрасте дошкольник может легко переключаться с занятия на другое, возвращаясь к нему через длительное время, продолжать игру.
  5. Формирование двухканального: от 4 до 5 лет. Может сосредоточиться на 2-х действиях: например, слушать взрослого и продолжать занятие.
  6. Сложившееся двухканальное: от 5 до 6 лет. Накануне перехода к школьному обучению малыш уверенно может делать 2 действия сразу: есть и смотреть мультфильмы, играть с куклой и говорить с товарищами…

Развитие внимания у детей дошкольного возраста важно для дальнейшей успешной учебы. Но если вы заметили, что дочь или сын вас не слышит, занимаясь чем-то, не спешите бить тревогу: возможно, он устал и просто «отключил» второй канал.

Важно также развитие внимания у детей школьного возраста – после 7 лет. В любом случае это происходит во время игры, специальных занятий. Упражнения в игровой форме помогают овладеть нужными навыками, сосредотачиваться без зубрежки, скучных уроков. Занятия проходят быстро, эффективно, весело.

Как развить внимание у ребенка

Развитие внимания у детей

Игры должны отличаться, ведь методики развития внимания у детей разного возраста отличаются.

Так, до года достаточно говорить с сыном или дочкой, указывая на различные объекты: птичку на дереве, рыжего кота, синие варежки, мелкие цветы… Когда он научится говорить, предложить рассказать подробно о найденном камешке, сорванном с дерева листке, новой игрушке. Пусть сделает акцент на форме, цвете, размере. В первый, второй этапы также можно попросить малыша нарисовать или слепить из пластилина что-то, описав характеристики. Попросите найти дома игрушку, подробно рассказав, какую именно.

Чаду от 2 до 3 лет предложите самому описать предмет или явление. Так, дайте рассмотреть картинку и, спрятав ее на несколько секунд, попросите описать то, что он запомнил.

К 4 годам дошкольник должен уметь составить небольшой рассказ на основе увиденного. Также в таком возрасте нужно научить не отвлекаться, несмотря на помехи. Когда дошкольник будет рассказывать стих или историю, нарочно отвлекайте, переводя сосредоточенность на игрушки, вид за окном… Он должен уметь вернуться к рассказу спустя короткое время. Попробуйте сыграть в такую игру: говорите крохе разные слова, объединенные по какому-то признаку, с одним отличающимся. Например, «баклажан, помидор, морковка, кабачок, береза». Когда услышит лишнее слово, он должен хлопнуть в ладоши или подпрыгнуть на месте.

Развитие внимания у детей

Сформировать двухканальную внимательность у дошкольников старше 4 лет помогает игра с мешочком. Сложите туда разные вещи, покажите, а затем спрячьте обратно. Пусть малыш назовет все, опишет их.

Учите названия океанов, столиц, животных Австралии, задавайте каверзные вопросы (сколько ног у осьминога). Это необходимо для расширения объема памяти. Предложите выполнить такие упражнения для развития внимания у детей: находить отличия на похожих рисунках, самый большой и самый маленький предмет, отличающиеся мелкими деталями картинки. Также можно дать несколько изображений животных или птиц, их домиков: нужно отыскать, какое жилище кому принадлежит. Предложите раскрасить картинки по образцу или дайте наполовину нарисованный предмет с заданием дополнить незаконченный рисунок.

Период 6-7 лет

Развитие внимания у детей 6-7 лет проходит в основном в школе и при выполнении домашних заданий. Вне школы группе ребят можно предложить игру «Съедобное – несъедобное», «Цепочка» (когда следующий игрок говорит названные предыдущими слова, при этом добавляет свое). Попросите описать во всех подробностях путь до школы, внешний вид учителя, повторить небольшой стих.

Развитие внимания у детей

Также можно проверить сосредоточенность школьников: разложить перед ними разные предметы. Затем дать их рассмотреть, запомнить очередность. После, когда они выйдут из комнаты, поменять местами, спрятать один или два. Нужно ответить на вопрос, что изменилось. Еще одна игра на развитие внимания для детей – это «Нарисуй по образцу»: предлагают повторить сложный узор, нарисованный по клеточкам.

В дошкольном и младшем школьном возрасте охотно откликаются на предложения взрослых присоединиться к игре. Поэтому с ее помощью можно легко, интересно улучшать память, сделать их более сосредоточенными, организованными. Проводить развивающие упражнения можно в поездках, по пути со школы, во время семейных вечеров, используя минимум средств и приспособлений.