Сила – это способность противостоять внешнему напряжению или преодолевать его при помощи собственных мышц. Она зависит от биохимических, морфологических, нервно-психических процессов в организме. Некоторые виды силовых способностей связаны между собой довольно слабо, поэтому для улучшения этих качеств требуются применение разных методов тренировки. Результативность быстро возрастает при целенаправленном регулярном выполнении действий.

Развитие силовых способностей у детей: основные методы

Развитие скоростных и силовых способностей

Для того чтобы достичь высокого уровня развития силовых способностей у детей, необходимо учитывать их возрастные особенности. Эти качества являются основополагающими для последующего овладения новыми двигательными действиями. Благодаря физическим тренировкам ребенку будет легче приспособиться к бытовым и трудовым операциям.

Развитие силы мышц позволяет укрепить осанку, избежать заболеваний опорно-двигательного аппарата. Методы выбираются в зависимости от возраста ребенка. В работе с дошкольниками не стоит ориентироваться на максимальный результат и превышать показатели нормы. Интенсивность выполнения упражнений, вес используемых дополнительных предметов, а также дозировка нагрузки увеличивается равномерно и постепенно. Преимущественно используются движения, воздействующие на мышцы-разгибатели, а также общие группы мышц.

Развитие силовых способностей у детей: основные методы

Отдельно силовые способности начинают развиваться у мальчиков с 13-14 лет, а у девочек – 10-11 лет. Этот процесс припадает на средний школьный возраст. Особенности этого периода дозировать применение упражнений на уроках физкультуры относительно пола и групп здоровья (основная, подготовительная, специальная).

В младшем и среднем школьном возрасте запрещено ускорять развитие собственно силовых способностей. Упор делается на улучшение скоростных характеристик. Здесь нужно обращать внимание на крупные мышцы живота и спины, мышцы, отводящие руки и ноги, задней поверхности бедра.

Методы развития силовых способностей

Развитие силовых способностей у детей: основные методы

Существует несколько методов развития мышечной силы:

Метод Характеристика
С внешним сопротивлением К таким упражнениям относится подъем тяжестей, использование предметов с сопротивлением: жгутов, экспандеров. В эту группу входит бег по песку или воде, ходьба по пересеченной местности.
С преодолением своего веса Здесь используется лазание по канату, упор лежа со сгибанием и разгибанием рук, подтягивание на перекладине и в висе лежа. Сюда же можно включить прыжки на одной или обеих ногах.
Изометрические упражнения В этом случае напрягается максимальное количество групп мышц одновременно. Суть методики заключается в приложении усилий не рывковыми движениями, а всевозрастающим напряжением. Например, ребенок держит руки ладошками к друг другу перед собой и давит на них. Усилия визуально не заметны, но они есть. Такие упражнения можно выполнять как без снарядов, так и с ними (пример, цепи, палки и др.).
Максимальных усилий Могут применяться обычные упражнения, но с отягощением.
Изокинетических усилий Метод основан на постоянной скорости выполнения упражнений.
Игровой Здесь сюжет заставляет менять режимы напряжения мышц, изменять скорость и силу мышечного напряжения.
Балансировка Данный метод хоть и не так часто используют, но он эффективен в тренировке координации и владении телом, а держать тело в статичном положении балансируя требует немалых мышечных усилий.

В физическом воспитании учитывается не только возраст (и пол при взрослении) ребенка, но и обязательно состояние его здоровья! Поэтому, если силовыми занятиями заниматься профессионально — долго и целенаправленно, пытаться доводить качественные характеристики до возможного максимума, необходимы разрешения от педиатра и хирурга-ортопеда, при необходимости и от узких специалистов.

Упражнения для развития скоростно-силовых способностей

Для развития указанных способностей можно применять специальные упражнения, при выполнении которых мышцы «проявляют» не только относительно большую силу, но и скорость сокращения. Делать движения нужно на протяжении 10-15 секунд в младшем школьном возрасте и 1-2 минут в старшем.

Развитие силовых способностей у детей: основные методы

Можно включать в комплекс такие упражнения:

  1. Бег с высоким подниманием согнутой в колене ноги. Руки можно спрятать за спину. Конечности следует расставлять широко. Темп выполнения чередуется – быстрый и умеренный.
  2. Отталкивание предмета ногами. Выполняется поочередно. Сгибается бедро и стопа. Выполняется движение в быстром темпе.
  3. Присесть, сделать кувырок вперед, быстро встать и пробежать несколько метров.
  4. Отжимание от вертикальной опоры. Делается в среднем темпе.
  5. Поднятие согнутых в колене ног, на которых зафиксирован груз. Скорость выполнения меняется.
  6. Прыжки через преграды. Упражнение помогает развить силу мышц ног. При его выполнении можно использовать утяжелители или отказаться от них.
  7. Хорошо развивают координацию, силу и скорость упражнения с «грушей», лазанье по канату. По желанию их тоже можно использовать в общих тренировках.

В зависимости от возраста детей количество повторений постепенно увеличивается. Но нельзя допускать переутомления.

Игры на развитие скоростно-силовых способностей

Игровой метод развития детей больше подходит для дошкольников и младших школьников. Здесь часто применяются подвижные игры и эстафеты. Во время их у ребенка формируются различные навыки в основных движениях. Можно применять такие игры:

  1. Гуси-лебеди. Дети должны собраться на одной стороне площадки, а на другой необходимо расставить лавки. Как только воспитатель скажет «полетели», воспитанники разбегаются по всей площади. По сигналу «охотники», «птицы» должны добежать до скамеек и влезть на них. Повторяется игра 2-4 раза.
  2. Перетягивание каната. Дети делятся на две команды. По сигналу водящего они берут канат и пытаются перетянуть его на свою сторону. Если команда перешагнет черту, то она считается проигравшей.
  3. Прыжки в обруч. Несколько спортивных снарядов лежат на полу на небольшом расстоянии друг от друга. Прыгать нужно только на двух ногах, а руки при этом находятся на поясе.
  4. «Попади в цель». Напротив ребенка ставится корзина, а возле него кладутся мешочки с песком. Малыш должен постараться попасть ними в цель.

Хорошо на развитие скоростных и силовых характеристик влияют сложные эстафеты с меняющимся ритмом и нагрузкой на мыщцы, например, пробежать – проползти — попасть мячиком в цель – вернуться быстро к команде. Чем старше возраст малышей, тем можно больше усложнять составляющие (упражнения, целенаправленные действия) игровых цепочек. Хорошим примером для развития координации и силы старших дошкольников и школьников может служить игровое прохождение канатной дороги с препятствиями в парке.

Развитие силовых способностей у детей: основные методы

При правильном применении упражнений и игр можно быстро достичь результата без вреда для здоровья. Но во избежание негативных последствий нагрузку даже здесь нужно дозировать.

Заниматься силовыми и скоростными занятиями можно с младшего дошкольного возраста, дозируя их длительность и темп, но особенное внимание следует уделять с младшего школьного. Это непременно благотворно скажется как на физиологическом развитии и здоровье малыша, так и становлении его волевых и личностных качеств!