Все мамы слышали о том, как полезно развивать мелкую моторику малыша, но что это такое и как конкретно ее развивать, понимают далеко не все. Мы получаем информацию с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Именно осязание – способность получать информацию через прикосновения – развивает моторика.

Развитие моторики в 4 года

Несмотря на то, что наибольшее количество знаний мы получаем с помощью глаз, пальцы также очень чувствительны. Ими можно определить размер предмета, твердый он или мягкий, гладкий или шершавый. Вот почему, надев перчатки, мы чувствуем себя неуверенно.

Маленький ребенок с рождения начинает щупать, трогать, мять окружающие объекты. Так развивается его осязание, так он накапливает знания. Еще Сухомлинский говорил, что «ум живет на кончиках пальцев». И это научно доказано. Воздействие на активные точки на кончиках маленьких пальчиков приводит к стимуляции определенных отделов головного мозга. Это способствует совершенствованию речи, вот почему малышам, испытывающим проблемы с говорением, в первую очередь рекомендуют играть в пальчиковые игры.

Мама и папа должны уделять этому особое внимание, причем действия должны быть постепенными. Начинайте с рождения, постепенно усложняя занятия. Пробелы на каком-либо возрастном этапе будут сказываться на последующем. Такие навыки влияют на то, как ребенок будет управлять своими руками вообще, выполнять простейшие операции по самообслуживанию.

Развитие мелкой моторики в 4 года

Четыре года – некий переломный момент, он стоит на стыке возрастных периодов 3-4 и 4-5 лет, которые в детском развитии рассматриваются отдельно. Поэтому подробнее рассмотрим развитие моторики в 3-4 года и в 4-5 лет.

Развитие моторики в 4 года

В трех- и четырехлетнем возрасте для занятий с малышом применяют игрушки и специальные упражнения. Кроме того, совершенствоваться можно в повседневной жизни: открывать упаковки, застегивать пуговицы, молнии и замки, лепить, есть с помощью ложки и вилки.

Для развития мелкой моторики в 3-4 года есть упражнения, на которых остановимся поподробнее:

  • катание шишек и плодов, имеющих неоднородную поверхность, разминание в руках;
  • рисование с помощью трафаретов, когда рисунок нужно обводить (можно просто обводить предметы, руку);
  • имитация пришивания пуговиц: необязательно давать ребенку иголку, можно вырезать из картона макет пуговицы, проколоть шилом отверстия и взять шнурок с жестким кончиком или сделать подобие иголки из бумаги.

Развитие моторики в 4 года

Для развития мелкой моторики в 3-4 года хорошо использовать все виды игр со шнуровками, как магазинных, так и сделанных своими руками. Также подключите:

  • одевание-раздевание кукол или плюшевых зверей;
  • пальчиковый театр;
  • пальчиковые краски;
  • пазлы на 18-25 деталей;
  • различные детские музыкальные инструменты: синтезатор, гитару, барабаны, ксилофон;
  • лепку из пластилина и теста;
  • пересыпание крупы, бусин из одной формы в другую с использованием ложки;
  • аппликации, наклеивание изображений или липучей мозаики на рисунок на бумаге;
  • конструкторы со средним размером деталей.

Для развития моторики у детей 3-4 лет эффективен массаж пальчиков, растирание, присказки, где на каждую строчку стиха нужно сделать определенное движение пальчиками: «На двери висит замок…», «Мы писали, мы писали…». Вначале возьмите ручки ребенка в свои и совместно проделайте упражнение. После этого малыш должен попытаться сделать сам.

Работа с дошкольниками 4-5 лет

Для развития моторики у детей 4-5 лет можно усложнять игры. В этом возрасте они уже обладают многими навыками: могут пользоваться ножницами, уверенно держать карандаш, самостоятельно одеваться и раздеваться, застегивать одежду, кушать ложкой и вилкой, знают основные фигуры, цифры и, возможно, буквы.

На основе этих навыков строятся игры для этого возраста:

  • разнообразные штриховки и задания, в которых нужно обвести линии, как прямые, так и кривые;
  • попытки написать цифры и буквы, рисовать людей и животных, связанных сюжетом;
  • сортировка различных материалов или продуктов (крупы, горох, фасоль и т.д.) как руками, так и ложкой;
  • игра-рыбалка с магнитной удочкой или крючком;
  • рисование пальчиками на сухом песке или манке;
  • прохождение пальцами или карандашом лабиринта;
  • пазлы с небольшими частями, до 54 деталей;
  • аппликации: ребенок сам вырезает по контуру картинку (не сложную, с минимумом мелких деталей);
  • вырезание снежинок;
  • конструкторы с более мелкими деталями, вроде Lego.

Можно набить на доску гвоздики и пробовать с помощью нитки или резинки выложить разные фигуры. Предложите малышу ловить небольшой мяч руками. Как мальчики, так и девочки могут помогать маме лепить тесто: выделите ребенку отдельный кусок, с которым он будет играть, пока вы готовите вкусное лакомство. Способствует развитию ролевая игра в доктора, во время которой нужно ставить уколы, слушать стетоскопом, делать записки в карточке. Пользу приносит также завязывание шнурков и узлов, открывание обычных банок.

Развитие моторики в 4 года

Массаж также остается эффективным методом развития мелкой моторики в 4-5 лет. Можно делать упражнения не только пальчиками, но и руками под какую-либо детскую песню с ускоряющимся темпом. В этом возрасте уже нет необходимости проделывать все упражнения вместе с ребенком, достаточно просто показать ему один раз. Он должен суметь все повторить сам. После этого помассируйте ему кисти рук, начиная от кончиков пальцев.

Помимо мелкой моторики, которой уделяется повышенное внимание, важно развивать и крупную. Помощниками здесь будут физические упражнения: ходить по бревну, удерживая равновесие, рисовать предметы обеими руками в воздухе, проходить детские лабиринты, в которых нужно карабкаться и пробираться и т.д. Полезно выполнять упражнение «Лодочка»: руками обхватить ноги, лежа на животе, и покачаться. Тогда ребенок сможет отлично координировать действия, что скажется и на интеллектуальном развитии.