Развитие моторики пальцев

Задача родителей – максимально улучшить способности к обучению малыша, помочь ему адаптироваться, быстро получать нужную информацию. Важную роль здесь играет развитие мелкой моторики пальцев рук, которое обязательно нужно начать без промедления, как только ребенок сможет держать погремушку.

Развитие моторики пальцев

Что это такое и зачем этим заниматься

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно рассмотреть строение мозга человека, а конкретно – площадь двигательной коры. Треть ее занимает проекция кисти руки, располагается в непосредственной близости от речевой зоны. Поэтому ученые склонны условно называть кисть органом речи. Ведь участки мозга, которые отвечают за движения рукой и речь, находятся максимально близко один к другому. Отсюда – предположение о тесной связи движений пальцев с улучшением речи.

Поэтому развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр – важный этап для дошкольника. Они совершенствуют речевой аппарат, способствуют тому, чтобы малыш начал говорить раньше 3-х лет и сразу правильно.

Развитие моторики пальцев

К тому же это улучшает:

  • коэффициент интеллекта;
  • скорость процессов мышления;
  • координацию в пространстве;
  • воображение;
  • зрительную и двигательную память.

В будущем правильное движение пальцев поможет малышу легко одеваться самостоятельно, правильно удерживать пишущую ручку, карандаш. Ему будет проще сконцентрироваться, удержать внимание, размышлять, правильно выговаривать звуки.

Важно улучшить координацию движений еще до школы, так как недостаточное внимание к этому приведет к быстрой утомляемости, неспособности выполнить простые задания: рисование по пунктирной линии, повторение контуров фигур и пр. Это может уменьшить желание школьника учиться, вызвать апатию либо раздражительность. Так что не стоит откладывать игры для развития моторики рук и пальцев.

Как развить

Существуют несколько способов, действенных при обучении дошкольников. Их можно практиковать каждый день с минимумом подручных средств и приспособлений.

Развитие моторики пальцев

Графическая работа.

До того как приступить непосредственно к графическим заданиям, научите малыша правильно держать карандаш, собирая пальцы щепоткой. Для этого, начиная с годика, под присмотром давайте ему перебирать бусины, пуговицы, фасоль, крупы, макароны разной формы. Примерно с 1,5 лет предлагайте лепить из пластилина или глины, протягивать шнурки в отверстия, завязывать простые узлы.

Научившись уверенно держать карандаш, дошкольник может обводить пунктирные линии, контуры предметов, геометрических фигур, дорисовывать недостающие изображения, штриховать. Такие упражнения для развития пальчиковой моторики делают в тетради в линию или в клетку, которые помогают ребенку ориентироваться в пространстве листа.

Развитие моторики пальцев

Театр теней.

Создавая фигуры животных или птиц сплетением пальчиков, ребенок улучшит их гибкость, научится владеть руками, координировать их.

Развитие моторики пальцев

Поделки из природного материала.

Виды пальчиковых игр для развития мелкой моторики включают создание поделок из камней, шишек, листьев, хвои, коры, каштанов, желудей. Попробуйте вместе сделать ежика из шишек и горошин черного перца или сов из шишек и шапочек желудей. Вместо клея используйте пластилин, из него же слепите недостающие детали, например глаза. Каштаны и камни можно раскрасить мелом или красками.

Важно, чтобы упражнения не стали для дошкольника скучным обязательным занятием. Превратите обучение в игру: так получите больше пользы, радости.

Развитие моторики пальцев

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр – одна из самых простых, действенных методик. Вам не понадобится никаких дополнительных средств. Занятия можно проводить в дороге, очереди, на скамейке в парке… Гимнастику делают перед занятиями по письму или рисованию, на середине урока для расслабления, отдыха. Достаточно 3-5 минут, чтобы гимнастика была действенной.

Упражнения:

  • сжимать-разжимать пальцы, можно держать при этом мягкую резиновую пищащую игрушку;
  • удерживать позу («Зайчик», «Коза-дереза»);
  • хлопать, постукивать по твердой поверхности, повторять ритм за взрослым;
  • имитировать каждодневные дела: мытье рук, расчесывание;
  • рисовать в воздухе заданные фигуры;
  • задания по аналогии: например, после хлопка взрослого дети поднимают руку.

Хороший вариант – потешки, по ходу которых ребенок выполняет несложные движения ладошкой и пальчиками. Их очень много, в том числе «Сорока-ворона», «Ладушки», «Варежка». Можно придумать разные истории, представив, что большой палец – папа, указательный – мама, средний – старший сын, безымянный – дочь, мизинец – младший сын.

Устройте театральное представление, надев на ручку малыша костюмы животных, героев сказок. Подскажите ему сюжет или предложите придумать историю самому. Сюжетные пальчиковые игры в развитии мелкой моторики также тренируют воображение, учат строить диалоги.

Необычные дорожки

Предложите дошкольнику повесить на веревку платочки, отрезы ткани, картинки, рисунки с помощью прищепок. Можно приобрести или сделать вместе с чадом пальчиковые дорожки для развития мелкой моторики из ткани, пластилина, шнурков, бусин, природных материалов. Одной или несколькими линиями расположите элементы различной формы, цвета, по которым пальчики могут ходить, как по дорожкам.

Можно самим придумать пальчиковые шаги – упражнения на развитие мелкой моторики или выбрать готовые методики. К примеру, попросите ребенка не идти последовательно, а «прыгать» через пуговки. Сюжетная составляющая тоже не будет лишней: наденьте костюм животного на руку и устройте ему тренировку. Детям так будет гораздо интереснее. Прикрепите больше элементов с разной фактурой, чтобы усилить тактильные ощущения.

Посмотрите на пальчиковые дорожки для развития мелкой моторики на картинках, и сможете проводить занятия самостоятельно. Но помните, что перед началом лучше проконсультироваться с детским педагогом и логопедом: так занятия будут более эффективными, интересными.