Развитие логического мышления у детей

Очень важно научить ребенка правильно рассуждать, особенно в дошкольном возрасте. Развитие логического мышления у детей имеет важное значение для успешного обучения в школе. Надо заранее научить правилам этого процесса, чтобы создать необходимый фундамент. На нем будет построено не только образование, но и подготовка к будущей, взрослой жизни.

Развитие логического мышления у детей

Возраст 6-7 лет в развитии логики

Очень важно достичь определенного уровня развития логического мышления до школы. В противном случае в образовательном учреждении ребенок столкнется с программой, которую нужно не просто «пройти» вместе с классом, но и понять. Если дети учатся только путем запоминания материала, то через некоторое время они не могут вспомнить, что именно заучивали.

Развитие логического мышления у детей

Главным инструментом в различных предметах становятся законы логики. В этом случае ребенку будет проще учиться, усваивать материал. Он будет понимать смысл прочитанного или услышанного, уметь выстраивать причинно-следственные связи между предметами. А самое главное, ему будет интересно познавать новое. Таким образом связь между личностью ученика, который получает знания, и школой, дающих эти знания, станет прочнее. В этом случае ребенок пройдет период социализации достаточно легко и просто.

В 6-7 лет процесс пространственного и образного познания мира находится в самом расцвете. С детьми этого возраста надо общаться, постоянно давая им пищу для ума и тренируя память. Заполняя досуг в игровой форме, надо тем не менее обращать внимание на конечный результат. Часто дети не понимают, как надо правильно выполнять задания.

Развитие словесно-логического мышления

Есть несколько видов мышления, среди которых выделяется словесно-логическое, то есть — абстрактное. Оно направлено на то, чтобы обобщить имеющиеся данные и выдать готовый результат. Как определить, может ли дошкольник так мыслить? Это нетрудно узнать по следующим навыкам:

  • умеет классифицировать по признакам;
  • частное может объединить в целое, а из целого выделяет частное;
  • анализирует все события и делает выводы;
  • находит важное и умеет отсекать незначительные детали каких-то событий.

Развитие логического мышления у детей

Если с абстракцией пока туговато, то стоит выполнять задания на развитие логического мышления. Они могут проходить в игровой форме или в виде занятий. Доступны такие упражнения как для дошкольников, так и младших школьников.

Упражнения на развитие логического мышления

Действовать надо последовательно, применяя различные методики. Например, развитие логического мышления у ребенка 6-7 лет возможно при помощи следующих дидактических упражнений:

  • Назвать любое слово, а затем подобрать как можно больше слов, которые на него похожи по любому признаку (форме, вкусу и пр.). Например: шарик, яблоко, колобок, мячик.
  • Назвать как можно больше слов, которые можно объединить по качествам. Например, игрушки: конструктор, кукла, лопатка, домик, машинка. Или — сладости: конфета, торт, печенье, плюшка.
  • Назвать несколько слов, подходящие друг другу по какому-то признаку. И только одно слово не вписывается в общую логическую цепочку. Например: вилка, ложка, тарелка, кастрюля, хлеб. Исключение составляет хлеб, так как все остальное является посудой.
  • Из 3-4 данных слов придумать связное предложение. К примеру: лошадь, ехать, мальчик. Мальчик ехал на лошади.
  • Угадать предмет или слово по 3-4 признакам. К примеру: шоколадная, маленькая, вкусная, в фантике. Ответ: конфета.
  • Найти как можно больше отличий между различными понятиями. Например, вертолет-самолет, яблоко-груша, кот-собака.

Развитие логического мышления у детей

Развитие логического мышления в начальной школе тоже должно происходить в игровой форме. Во время прогулки, после занятий спортом, дома за чашкой чая можно придумать такое полезное развлечение.

Развитие логического мышления учащихся и дошкольников

Перед тем, как ставить задачи, нужно учитывать возрастные особенности. Подача материала для дошкольников и младших школьников должна быть в игровой форме. Это могут быть головоломки, дидактические и настольные игры. Для этого взрослым надо заранее подготовиться, подбирая наглядный материал:

  • Найти сходство и различие. Взрослый или педагог показывает парные карточки. Например, роза и ромашка, сандалии и сапоги, кастрюля-сковорода. Ребенок называет признаки, которые демонстрируют сходство и различие.
  • Назови слово. Один играющий бросает другому мяч и говорит, например, — посуда. Тот, кто ловит, должен назвать что-то из предметов посуды.
  • Разложить картинки по типам. Много картинок подобраны таким образом, что их можно разделить на равные группы. Например, по 4 штуки. Одни объединяются как игрушки, другие — одежда и т. д.

Развитие логического мышления у детей

Дидактические игры на развитие логического мышления помогают детям лучше освоиться в школе, понимать школьную программу. Очень важно, чтобы первые навыки они получили именно в игровой форме.