Физическое воспитание – базовый существенный раздел всестороннего развития ребенка. Начальные 7 лет жизни человека характеризуются тесной связью общего воспитания с моторным. В дошкольном периоде у детей созревают основы восприятия спорта и собственного самочувствия.

Развитие физических качеств у детей

Занятия спортом обеспечивают гармоничный обмен веществ, удовлетворительное состояние сердечно-сосудистой, нервной и других систем в организме. Особенности развития физических качеств у дошкольников состоят в том, что это самый гибкий и чувствительный период жизни для привития правильного восприятия спорта. Развиваясь физически, дети познают мир.

Важность и способы развития физических качеств у детей школьного возраста и дошкольников
Физические качества — это ассортимент моторных навыков, уровень воспитания способности к спорту. К таким показателям качествам причисляются: скорость, сила, изворотливость, гибкость тела и выносливость.

Развитие физических качеств у детей дошкольников должно предусматривать особенности организма:

  • степень выносливости;
  • уровень трудоспособности;
  • желание, интересы и предпочтения детей;
  • игровой вид деятельности.

Сенситивные периоды развития физических качеств — дошкольный и начальный школьный возраст. В это время нервная система наиболее пластична. Характерно легкое и скорое образование новых условных связей, быстрая перестройка условно-рефлекторных связей. Эту особенность рекомендуется учитывать в воспитании двигательных способностей детей. Обратная сторона заключается в организме дошкольника и раннего школьника, который пока еще слабо противоборствует негативным обстоятельствам внешнего мира. Дети данной возрастной группы чаще страдают от желудочно-кишечных патологий, вирусных и иных недугов.

Уровень физической подготовки выявляется в соответствии со степенью развития у детей моторных навыков: быстроты, ловкости, гибкости и т.д. Рассмотрим станоавление каждого показателя по отдельности.

Развитие физических качеств у детей

Быстрота

Под быстротой подразумевается умение детей выполнять упражнение за минимальный промежуток времени. Вырабатывание быстроты происходит в процессе овладения примитивными типами движений. К примеру, проведение игр с ускорением: ходьба или бег с плавным наращиванием темпа, задача добежать до назначенного места за наименьшее количество времени. Результативны задания с варьированием резвости движений — начиная с неторопливого бега и заканчивая самым скорым. Полезны упражнения по бегу с ускорением по ровной полосе и по диагонали. Важно выполнять задания в разном темпе. Быстрота выявляется по секундам, за которые ребенок пробежал расстояние в 10 метров.

Нельзя забывать, что все упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста должны проходить в игровой форме.

Развитие физических качеств у детей

Ловкость

Ловкость — умение человека преобразовывать знакомые двигательные акты, подстраиваясь под резко меняющиеся условия. Это качество вырабатывается у детей одновременно со становлением координации и согласованностью действий. Воспитание ловкости базируется на следующих занятиях:

  • маневренные игры, в которых нужно быстро перестраиваться от одних действий к другим, предварительно не предусмотренным;
  • игры, в которых требуется быстрое решение двигательных задач, согласованных с действиями других участников соревнования;
  • бег между различными объектами, подъемы на лыжах вверх и спуск вниз и т.д.;
  • использование разнообразного инвентаря в двигательных коллективных соревнованиях.

Для формирования ловкости актуальны игры в стиле: взять игрушку, побежать и положить ее на стол, затем вернуться за другой игрушкой и прибежать с ней к первой.

Бег с барьерами: предлагается обежать 7 объектов на стуле, дистанция между которыми не менее одного метра. Интервал от одного флажка к другому – полтора метра, сплошная дистанция — десять метров.

Развитие физических качеств у детей

Гибкость

Гибкость — это возможность отдельных участков тела досягать максимального размаха в необходимом направлении. Описанное качество зависит от состояния позвоночного столба, суставов, растяжимости мышечной ткани. В дошкольном возрасте двигательный аппарат характеризуется максимальной гибкостью.

Задача воспитателя — сохранить такую природную гибкость.

Актуальным становится упражнение «наклон вперед в положении сидя». Ребенок, сидя на скамейке, вытягивает руки перед собой, при этом удерживая позвоночник в вертикальном положении. Затем необходимо наклониться вперед всем телом. Фиксируется показатель величины наклона. Текущее упражнение рекомендуется выполнять сначала с неполной амплитудой — например, сделать 2-3 неполных наклона.

Развитие физических качеств у детей

Выносливость

Выносливость — уровень умения детей в течение длительного времени выполнять упражнения определенной сложности. Для формирования данного качества требуется многократное повторение одной и той же физической задачи. Дошкольникам это не всегда легко сделать — они устают от однообразных игр, им становится скучно и неинтересно. Поэтому допускается использование разных, но похожих игр, чередуя их между собой.

Отлично подходят задания с циклическим характером: аэробика, гребля, лыжи, ролики или коньки, велосипедный спорт.

Развитие физических качеств у детей

Сила

Сила — уровень навыка напряжения мышц. Вырабатывание у детей силы осуществляется увеличением веса объектов, используемых в упражнениях. Актуальны тренировки с наполненными мячиками, мешочками с сыпучими материалами. Парные соревнования базируются на преодолении сопротивления партнера. Массу и тяжесть используемого инвентаря необходимо увеличивать постепенно.

Развитие физических качеств у детей

Развитие физических качеств у детей школьного возраста и дошкольников должно осуществляться специалистом со знаниями в данной сфере и творческим подходом. Необходимо умение правильно организовать процесс моторного воспитания и обучения. Поэтому родителям рекомендуется задуматься о том, чтобы отдать свое чадо на специальный кружок физического развития.