Развитие детей с ОВЗ

Некоторые дети в силу ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ) требуют создания особых условий для развития и специальной образовательной среды. Нарушения бывают:

  • физическими: ограничение движений, нарушение функций дыхания, кровообращения, выделения;
  • психическими: ограниченность мышления, памяти, внимания, речи;
  • сенсорными: нарушения слуха, зрения.

Развитие детей с ОВЗ

Особенности развития детей с ОВЗ определяются видом нарушения и его степенью. Одно ясно: необходимо следовать индивидуальной программе развития ребенка с ОВЗ. Она максимально учтет его особенности и возможности, уровень навыков в текущий момент и сделает упор на те сферы, которые нуждаются в особо тщательной проработке. Но при этом каждой области жизни малышей с ограниченными возможностями здоровья нужно уделять особое внимание.

Физические развивающие занятия

Малыши с ограниченными возможностями здоровья часто испытывают нарушения координации движений, трудности с сохранением равновесия, ориентацией в пространстве. Поэтому физическое развитие ребенка с ОВЗ должно быть направлено на проведение закаливающих процедур и укрепление защитных сил организма, для повышения работоспособности и стимуляции дальнейшего психофизического совершенствования.

Также необходимо повышать уровень существующих умений и обучать новым движениям. Тренировать двигательные качества на фоне повышения интереса к физическим занятиям и формирования привычки упражняться постоянно. Упражнения должны приводить к расслаблению мышц, особенно спины и ног. Нужно активно заниматься на свежем воздухе, уделять повышенное внимание улучшению гигиенических навыков. Ежедневные длительные прогулки, закаливание, контрастные обтирания и умывания, физические тренировки в игровой форме – залог плодотворных физических занятий.

Совершенствование психических данных

Практически все малыши с ограниченными возможностями здоровья испытывают те или иные отклонения в психике. Они проявляются в сложностях во взаимодействии с другими людьми и окружающим миром, в адаптации, нарушении восприятия социального опыта, усвоения информации. Нарушения речи также отмечаются у таких ребят.

Развитие детей с ОВЗ

Для нормального психического развития детей с ОВЗ необходимо в первую очередь оценить уже имеющиеся навыки и умения и понять возможности для дальнейшего совершенствования в принципе. После этого станет понятно, каким именно сферам психического развития нужно уделить повышенное внимание. Можно будет определить методы исправления нарушений и восполнения дефектов. Важно использовать индивидуальный подход, педагогический такт, не допускать переутомления. Эффективны:

  • дидактические игры;
  • ролевые игры;
  • релаксация;
  • психологическая гимнастика.

Развитие речи детей с ОВЗ

Основные задачи:

  • научить понимать чужую речь;
  • сопоставлять словесное обозначение с предметами и явлениями;
  • накопить словарный запас;
  • выстроить связанную речь.

Важно прибегнуть к помощи опытного логопеда, дефектолога в коррекционных группах, тифлопедагога (при проблемах со зрением). Если нарушен слух, то понадобится помощь сурдолога. Хорошо помогает в становлении речи наглядный метод:

  • рассматривание картинок с обсуждением увиденного;
  • определение основных характеристик предметов;
  • составление схемы построения речи и рассказа о чем-либо;
  • логоритмика.

Развитие детей с ОВЗ

Также неплохие результаты дает использование мнемотехники совершенствования речи. В результате занятий должно сформироваться умение установить контакт с окружающими, поддержать беседу, донести до собеседника информацию в понятной форме. Также важно развивать слуховое восприятие: это также способствует становлению речи.

Улучшение познавательной и сенсорной активности

Сенсорное развитие детей с ОВЗ – важный этап общего совершенствования познавательной активности. В силу того, что малыши имеют сенсорные ограничения, они допускают ошибки в определении основных качеств предмета: формы, цвета, размера. Замедлен и сам процесс восприятия, его объем, темп и точность.

Развитие детей с ОВЗ

Эффективны в этом плане занятия, которые научат слушать звуки природы (шум дождя, ветра, капель, шуршание листьев) и разных предметов, в том числе и музыкальных. Также нужно обращать внимание на особенности объектов, озвучивать то, что малыш видит. Не менее важны тактильные ощущения: дайте ему возможность знакомиться с разными текстурами. Рассказывайте при этом о каждой из них, определяйте ее свойства. К примеру: «Этот шелк гладкий и скользкий, а эта наждачная бумага шершавая, у нее на поверхности – мелкие крупинки».

Нужно уделять внимание математическим представлениям как важному этапу познавательного развития детей с ОВЗ, так как часто они путают определения размеров и форм предметов. Важно не просто выучить в игровой форме математические понятия, но и создать комфортные условия, при которых кроха сам будет познавать новое с интересом и без стресса.

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ имеет такое же значение, как и для других дошкольников и школьников. Ограниченные возможности обуславливают плохую координацию мелких движений рук и пальцев, искажение мышечного тонуса рук. Нарушена координация, ловкость, быстрота и точность движений. Совершенствование мелкой моторики улучшает основные умения (речевые, координационные), стимулирует психическое становление.

Развитие детей с ОВЗ

Пальчиковые игры – основной инструмент улучшения мелкой моторики. Они стимулируют познавательную активность, память, внимание, речь. Ввиду того, что такие малыши плохо держат карандаш и кисть, им сложно рисовать, лепить, делать аппликации. Однако все эти приемы необходимо использовать. Только нужно начинать с очень простых занятий, постепенно усложняя их после освоения предыдущего этапа.
Сенсомоторное развитие детей с ОВЗ даст толчок к совершенствованию других основных сфер их жизни: речи, психики, познания.

Коммуникативные навыки

Развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ требует немалых усилий, потому как они особенно испытывают трудности в общении с другими людьми. Часто они не могут обратиться к посторонним, замкнуты, неконтактны, стеснительны. Им легче быть в одиночестве. Хотя случаются и противоположные ситуации, когда кроха излишне эмоционален, порой даже агрессивен.

Важно в процессе игры развивать умение общаться, воспринимать моральные ценности и следовать им, формировать свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами. Эффективно занятие в группах с использованием:

  • игр-забав;
  • соревнований;
  • инсценировок сказок;
  • ролевых и сюжетных игр;
  • хороводов и пр.

Также постепенно переходят от игр для забавы к развлечениям с элементами обучения и познания, которые способствуют не только общению, но и улучшению других навыков.

Развитие детей с ОВЗ

Занятия с малышами с ограниченными возможностями – это титанический совместный труд различных педагогов и родителей, которые должны действовать в тандеме. Не стоит ждать быстрой динамики развития детей с ОВЗ. Они обучаются медленнее, однако этот процесс идет. Бывают периоды застоя и эпизоды прорывов, которые отмечаются положительной динамикой во всех сферах. Если кроха занимается в специализированном учреждении, то там будут вести специальные карты для отслеживания динамики. Они помогут оценить успешность выбранных методов работы и скорректировать учебную программу.

Нужно посещать специальные коррекционные центры, где занятие ведется в группах по специальным программам. Также родители могут прибегнуть к нетрадиционным схемам улучшения навыков, таким как:

  • дельфинотерапия;
  • пет-терапия – общение с животными;
  • арт-терапия – выражение чувств и эмоций посредством рисования;
  • гарденотерапия – увлечение работой с растениями.

Таким образом, занятия с малышами с ограниченными возможностями – это титанический совместный труд различных педагогов и родителей, которые должны действовать в тандеме. Тогда результаты будут впечатляющими, хоть проявятся и не сразу.