Пальчиковые игры для развития речи

Упражнения с пальцами – пожалуй, древнейший вид развивающих занятий, придуманных нашими предками. У них не было игрушек, поэтому занимали малышей с помощью незатейливых стишков и движений, которыми сопровождался сюжет.

Пальчиковые игры для развития речи

Уже позже многочисленные исследования ученых и педагогов доказали значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников. Зафиксирована связь между рефлекторными зонами на подушечках пальцев и речевыми областями в мозге. Это обуславливает использование пальчиковых игр как средства развития речи с 3-6 месяцев дома и в программе всех дошкольных учреждений.

Примеры занятий

Развитие речи посредством пальчиковых игр происходит за счет стимуляции нервных окончаний и многократного повторения простых стихотворений. Ребенок увеличивает словарный запас, активизируются речевые центры мозга. Существует множество пальчиковых игр для развития речи дошкольников.

  1. На начальном этапе мама сама выступает перед младенцем. Он внимательно смотрит на ее мимику и слушает стишок. Говорите четко, жестикулируйте, явно выражайте эмоции.
  2. Далее переходят к совместным упражнениям. Младенец еще не может повторить все движения, ручки плохо его слушаются. Берите маленькие ручки в свои, руководите ими, поглаживайте ладошки, загибайте и разгибайте пальчики. Тут прекрасно подойдут потешки вроде «Сорока-ворона», «Мальчик-пальчик, где ты был?» и т.д.
  3. Со временем мама показывает, а ребенок уже сам повторяет. Его просят произносить стихи одновременно с действиями: «Есть игрушки у меня…», «Мы сегодня рисовали, наши пальчики устали».
  4. С дошкольниками старшего возраста выстраивают «лесенку» из большого пальца правой руки и указательного – левой, затем меняя их местами. Для усложнения задачи можно предложить упражнение на скорость.
  5. Также подходит рисование, лепка, аппликации с песком, крупами.

Водные упражнения

Эффективны также пальчиковые игры в воде для развития речи. Вода снимает мышечное напряжение, улучшает эмоциональное состояние. Иногда малыш, который не хочет играть днем, принимая ванну, поддерживает занятие с большим удовольствием. Примеры пальчиковых игр для развития речи дошкольников в этом случае:

  1. «Медуза» ‒ ребенок под водой сжимает кулачок и раскрывает, имитируя перемещение медузы.
  2. «Рак» ‒ согнуть кулачок, выровнять два пальца (большой и указательный), как будто щипцы. Положить ладошки на дно, имитировать работу клешни рака, кусать одну и другую ручку.
  3. «Морская звездочка» ‒ положить на дно раскрытую ладошку и в произвольном порядке двигать пальчиками, как будто лучами морской звезды.

Пальчиковые игры для развития речи

Параллельно рассказывайте об этих морских жителях, их привычках и особенностях – это тоже поможет развить речевые навыки и увеличить словарный запас.

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

Помимо этого, происходит развитие мелкой моторики через пальчиковые игры. Маленький непоседа не только касается различных поверхностей, он выполняет простые манипуляции ручками, сгибает и разгибает пальцы все вместе в кулачок или по одному. Развитие мелкой моторики посредством пальчиковых игр позже поможет выполнять сложные манипуляции, точечную работу с предметами.

Пальчиковые игры для развития речи

Существует 3 вида пальчиковых игр для развития мелкой моторики:

Упражнения с неактивными движениями

Например, нужно сложить зайчика. Из двух пальцев сделать ушки («Кто там скачет на лужайке? Длинно-длинноухий зайка!»), потом сгибать и выпрямлять их («Зайка маленький сидит, и ушами шевелит!»). Накрыть второй ладошкой ушки («Зайка сел под сосной, прискакал к нему другой»).

С активными движениями

Можно сплести пальцы обеих рук и получить ежика. Под стишок «Вот наш маленький еж, до чего же он хорош» шевелить всеми «иголками».

Или «Цветок»: сомкнуть кисти, пальчики вытянуть вверх, как бутон цветка. На слова «Солнце встало – цветочек проснулся» раскрывать руки, а на фразу «Солнце село, цветочек уснул» ‒ опять сомкнуть.

Для кистей

Это «Фонарики» (сжать кулачки: фонарики горят – пальчики раскрыты, погасли – сомкнуты), «Тесто» (имитировать руками процесс замешивания теста), «Капуста» (повторять движения во время приготовления квашеной капусты).

Отлично помогают сюжетные пальчиковые игры в развитии мелкой моторики – они наиболее интересны деткам постарше. Например, в них нужно изображать животных, транспорт, предметы или определенные процессы: «Пальчики встретились и здороваются», «Пальцы-грабельки».

Роль в совершенствовании логики

Можно использовать пальчиковые игры как средство развития логического мышления. Они сопровождаются стишками, и ребенок на каждую строчку должен выполнить действия в конкретной последовательности. Соотношение слов и манипуляций руками позволяет малышу выстроить логические связи между частями потешки.

Пальчиковые игры для развития речи

Дошкольники старшего возраста предпочитают более сложный сюжет. Мама уже не показывает пример, а просто произносит стих. Малыш самостоятельно повторяет, а иногда и придумывает действия. Есть задания с выбором, где ребенок должен решить, что именно и какой ручкой делать. Можно надеть на пальчики «костюмы» и устроить театральное представление, при этом большую часть сюжета должен придумать кроха. Во время этого будет развиваться и творческое мышление.

Для совершенствования логики предложите занятие «Зеркало». Правила простые: мама загибает на левой руке указательный палец, сын или дочка – мизинец на правой. Родитель – средний, кроха – безымянный. После этого мама сжимает кулак, а малыш должен, наоборот, разжать. Это сформирует логическую связь между действиями всех участников.

Таким образом, роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольника велика. Они применяются с рождения, составляют основу развивающей программы детских садов, развивающих центров. Помимо речи, происходит развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр, что сказывается и на интеллекте, и на выполнении действий с маленькими объектами.