Очень важный этап в деле всестороннего развития ребенка — прививание понятий нравственности. Именно то, как пройдет этот период, во многом будет определять личность во взрослом состоянии. Сложно переоценить значение раннего социально-нравственного развития детей. Ведь именно в детстве закладываются основы моральных норм, которые потом развиваются и дополняются в течение всей жизни.

Малыш получает от родителей четкие инструкции: как делать можно, а как поступать нельзя ни в коем случае. И в случае, если кроха попробует нарушить запреты или испытать границы дозволенного, за этим последует отрицательная родительская реакция: наказание или внушение строгим тоном. Таким образом ребенок постепенно учится различать что такое хорошо и что такое плохо.

Нравственное развитие ребенка

Отличительная особенность нравственного развития ребенка в дошкольном периоде — он подражает авторитетным взрослым, зачастую не оценивая критически своих действий. Поэтому перед окружением маленького человечка стоит нелегкая, но важная задача: оградить его от дурных примеров и отрицательного влияния. Проще всего проходить этапы нравственного воспитания через игру — так малыши лучше воспримут основные принципы морали и нравственности.

Игры и упражнения

Такое времяпровождение занимает большую роль в процессе нравственного воспитания. Наличие обязательных правил и условий уравнивает игроков, превращая их в партнеров. Играя вместе с товарищами, дети учатся взаимодействовать, общаться и договариваться, не смеяться над чужими неудачами, так как в такую ситуацию может попасть каждый. Важно, чтобы каждый этап процесса сопровождался ненавязчивым контролем со стороны взрослого. Ведь именно так получится сделать этот метод средством воспитания и научить каждого участника процесса нравственного обучения правильно общаться со сверстниками.

«Угадай цвет»

Выбирается тот, кто будет угадывающим, ему завязывают глаза. А остальные в это время сообща задумывают какой-нибудь цвет. Участники будут любыми средствами изображать этот цвет, а задача ведущего — разгадать его. Играть также можно, разделившись на две группы, когда одна часть детей изображают, а вторая — угадывают. Это отличный метод для развития воображения, сплочения коллектива.

Нравственное развитие ребенка

«Наведем порядок»

Понадобится игрушечный домик с комплектом мебели, но лучше проводить игру в условиях реального пространства дома или помещения. В игре участвуют ведущий и 1-2 команды детей. Нужно заметить те вещи, которые лежат не на надлежащих местах и максимально быстро убрать их. За каждый убранный предмет начисляется одно очко. Побеждает та команда (участник), которая набрала больше всего очков.

Игра научит бережному обращению с вещами и самостоятельному наведению порядка, достижению цели как в одиночку, так и вместе с друзьями.

Нравственное развитие ребенка

«Сделай комплимент»

Члены семьи садятся в круг и берутся за руки. Каждый должен сделать комплимент соседу, при этом важно смотреть друг другу в глаза. Тот, кто принимает комплимент, должен обязательно отблагодарить: «Спасибо, мне так приятно!». А затем сказать комплимент уже своему соседу. Взрослые принимают активное участие, помогая, если ребенок затрудняется в подборе слов.

Нравственное развитие ребенка

«Волшебный сад»

Игроки делятся на две команды. Ведущий объявляет: «Давайте отправимся все вместе в волшебный сад. Обычные цветы, растущие в земле, вянут, если не поить их водой. А эти цветы вянут, если не слышат в свой адрес красивых слов». Одна часть участников будет изображать растения, а вторая станет садовниками.

Ребята должны ходить по саду и говорить цветочкам добрые волшебные слова, и тогда цветы будут вновь оживать и распускаться. Потом команды меняются ролями. Занятие поможет пополнить и развить словарный запас малышей, воспитывает дружеские межличностные отношения.

Нравственное развитие ребенка

«Сложная дорога»

На полу комнаты разложить предметы-препятствия. Дети делятся на пары. Одному из участников завязывают глаза, а задача второго — помочь напарнику пройти полосу препятствий, объясняя, куда нужно двигаться. Затем роли меняются. Это упражнение способствует развитию чувства ответственности за близкого человека.

Нравственное развитие ребенка

«Живые предметы»

Участникам предлагается представить, будто они волшебники и могут оживить предметы, просто взяв их в руки. Это могут быть игрушки, предметы интерьера, посуда, в общем, что угодно. Что бы вы хотели узнать у оживших предметов? А что они бы вам на это ответили? Это занятие развивает воображение, умение слушать других, навыки коммуникации.