Мелкая моторика и развитие речи

О том, что улучшать движения пальцами у детей нужно как можно раньше, знают практически все мамы: статей на эту тему написано немало, да и в саду, и в центрах раннего обучения об этом говорят нередко. Но не каждая знает, почему. Понимать это нужно для того, чтобы не просто выполнять рекомендации педагогов, логопедов, детских психологов, а делать это осознанно.

Мелкая моторика и развитие речи

Что такое мелкая моторика, ее связь с речевыми центрами мозга

Это понятие включает движения пальцами и кистью, например, пинцетный захват, когда малыш играет погремушкой, частями конструктора, держит карандаш… Связь мелкой моторики и развития речи проявляется еще в 2 месяца, когда грудничок рассматривает свои руки, потом пытается брать игрушки. У дошкольников такие движения делят на:

  • простые (захват игрушки);
  • сложные (рисование).

Развитие речи связаны с мелкой моторикой рук по той причине, что части мозга, ответственные за них, находятся в непосредственной близости. Активизация речевого центра происходит в том числе при движении пальцев и кисти. Важно развивать их работу также для улучшения внимания, памяти, зрения, правильного функционирования нервной системы в общем. В будущем это поможет выработать скорость реакции, ловкость рук, красивый почерк.

Чтобы развитие речи через мелкую моторику происходило плавно, гармонично, поэтапно, стоит заниматься специальными упражнениями, играть в игры, нацеленные на движения кистями, начиная с 2-х месяцев. Сначала достаточно 2-4 минут простых занятий, после они становятся сложнее и продолжительнее. При этом они должны быть разнообразными, а их уровень сложности должен повышаться. Легко дающиеся задания со временем пропускают и не повторяют, заменяя их новыми, требующими обучения. Так развитие речи посредством мелкой моторики рук будет результативным.

Мелкая моторика и развитие речи

Большое значение имеет регулярность: 5-минутные занятий каждый день дают лучший результат, чем получасовые уроки раз в неделю.

Моторика рук для развития речи

Игры для развития речи и мелкой моторики разнообразны и интересны малышам. Ниже представлены некоторые из них.

Возраст от 2-х до 4-х месяцев:

  • аккуратное потягивание взрослым пальцев младенца;
  • вращение пальчиком по кругу;
  • вкладывание в ладошку шариков из материалов с разной фактурой (ваты, ткани, дерева, пластмассы), помощь в удержании.

В этом возрасте влияние мелкой моторики на развитие речи не столь очевидно, но в будущем будет заметным. Тем более что уровень общего созревания на этом этапе часто определяется именно способностями к скоординированной работе пальчиками и кистью.

Возраст 4-6 месяцев:

  • вкладывание в ладошку шариков большего диаметра, чем до этого, вращение шарика в руке;
  • поднятие взрослым ручек малыша вверх;
  • массаж пальчиков не менее 2-3 минут в день плавными, легкими надавливаниями.

Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка заметна уже на том этапе, когда он только начинает произносить первые звуки в этом возрасте: они будут более четкими, внятными. Поэтому стоит заняться ею еще до года.

Этап 6-10 месяцев:

  • начало ролевых игр по народным стишкам: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая»;
  • игры с резиновыми игрушками-пищалками.

Развитие речи через мелкую моторику рук дошкольников должно восприниматься как увлекательный досуг, а не обязательные скучные занятия.

Этап 10-12 месяцев:

  • собирание пирамидки;
  • навык держания ложки и управления ею;
  • рисование пальчиковыми красками;
  • обучение правильному удержанию карандаша, мелков.

Мелкая моторика и развитие речи

Период 1-2,5 года:

  • игры с сортером;
  • игры с предметами разной величины, формы, с различной поверхностью (пуговицы, орехи, крупа, игрушки из дерева, пластика, меха);
  • нанизывание крупных бусин на шнурок;
  • шнуровка;
  • завязывание узлов;
  • поиск маленьких игрушек в бассейне или ящике с крупой, макаронами;
  • повторение за взрослым действий руками: делать колечко, складывать, как крылья птицы, как стульчик и пр.

Мелкая моторика и развитие речи

Период 2,5-5 лет.

В этот период взросления работа с моторикой рук для развития речи включает упражнения:

  • поочередное сгибание-разгибание пальчиков;
  • самостоятельное растирание ладошек;
  • сцепление пальцев одной руки с противоположными;
  • обхват пальчиками одной руки ладошку другой;
  • игры с мозаикой, конструктором;
  • застегивание-расстегивание пуговиц.

Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольника в этом возрасте особенно заметно. Уже в скором будущем будет заметно, насколько он готов стать учеником первого класса.

Период 5-6 лет:

  • рисование и письмо в тетради в клетку, линию для приобретения навыков ориентирования в пространстве;
  • изображение фигур, обведение по точкам и линиям;
  • рисование небольших сложных объектов: людей, животных, машин и т.д.;
  • графическое дополнение картинок;
  • вырезание сложных деталей из цветной бумаги, аппликации.

Зная, как мелкая моторика влияет на развитие речи, родители смогут найти множество упражнений для сына или дочки, тем более что на этом этапе занятия должны длиться не менее 10 минут ежедневно.

Мелкая моторика и развитие речи

Предостережения родителям

В изучении родителями того, как моторика влияет на развитие речи, и самостоятельных занятиях, направленных на это, есть некоторые нюансы:

  • если ваш малыш немного отстает в скорости или качестве выполнения упражнений от других детей, не торопите его, не увеличивайте нагрузку: у каждого свой темп и особенности освоения навыков;
  • но если, достигнув 2-х лет, ребенок не произносит четко ни одного звука, не пытается говорить, то никакие упражнение с мамой не помогут – нужна помощь специалиста.

Мелкая моторика и развитие речи

Занимаясь планомерно и терпеливо, предлагая чаду разные игры, вы заметите, как его действия становятся отточенными, скоординированными, целенаправленными. Это первые доказательства того, что упражнения работают. Благодаря занятиям, ребенку будет легче подготовиться к дальнейшему обучению, усваивать материал и в перспективе преуспевать в школе.