Математическое развитие детей дошкольного возраста

Многие мамы полагают, что развитие математических представлений у детей дошкольного возраста – далеко не первостепенная задача, ведь этому научат в саду и в школе. Что если маленький человечек не хочет вычитать и прибавлять, то у него нематематический склад ума, «ему просто не дано» стать математиком.

Математическое развитие детей дошкольного возраста

На самом деле, развиваться в сфере математики – не значит просто научиться считать и знать цифры. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста включает получение:

  • знаний о формах, цвете, размере, основных геометрических фигурах;
  • умений сравнивать предметы, группировать их по различным признакам, находить лишний объект в ряду;
  • навыков выстраивания логических связей;
  • представлений о понятиях «больше» и «меньше»;
  • знаний о цифрах, их соотношении с количеством предметов;
  • умений считать в прямом и обратном порядке.

Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста, если говорить в общем, состоит в умении малыша мыслить логически, оперировать понятиями – не только цифрами. Математика пронизывает все сферы нашей жизни, мы ежесекундно применяем ее знания, даже порой не подозревая этого. Благодаря развивающим занятиям, дошкольник будет мыслить четче, быстрее, логичней. У него совершенствуется глазомер, улучшается сенсорное восприятие. Со временем малыш сможет оперировать абстрактными понятиями, символикой. Это повлияет также на успеваемость по другим предметам.

Развитие математических способностей у ребенка

Начинать развивающие занятия можно с ранних лет в семье, после чего продолжать в детских образовательных учреждениях. Причем понимание счета и цифр приходит ближе к четырем годам. До этого времени нужно научить малыша оперировать понятиями, выстраивать логические связи и анализировать информацию.

Математическим развитием детей раннего возраста занимаются мама и папа: формируют у сына или дочки буквально с года представление о форме предмета и о его размерах. В этом помогают игрушки, которые заставляют дошкольников сравнивать, думать и выстраивать определенные умозаключения:

  • пирамидка – играя с ней, малыш учится понимать понятия «больше» и «меньше»;
  • разнообразные сортеры – определяет формы, соотносит силуэт фигуры и отверстия, в которое ее нужно вставить.

Математическое развитие детей дошкольного возраста

Хорошие способы математического развития детей младшего дошкольного возраста – это игры вроде «раздели по цвету», «принеси самый большой или самый маленький…», «маленькому зайчику маленькая морковка, а большому – большая…» и т.д.

Не нужно пытаться учить годовалого младенца цифрам и счету. Даже если подобные действия возымеют успех, это будет на уровне рефлексов, запоминания, но не реального понимания техники и основ счета.

Занятия в 3-4 года

На этом этапе продолжается накопление основных умений и понятий в математике, все так же происходит развитие математических способностей у детей через игровую деятельность. Используют наглядные материалы, изготовленные вручную или разработанные по определенным системам, показывают печатные издания с дидактическими материалами.

В 3-4 года дошкольникам можно предложить:

  • собирать паззлы или картинки из частей;
  • составлять из геометрических фигур предметы;
  • сопоставлять объект и тень от него;
  • обнаруживать лишнюю вещь в ряду;
  • считать до пяти, выполнять простейшие операции сложения и вычитания в пределах 5-10.

Причем основной метод математического развития детей – наиболее наглядный. Например:

  • сыграть в домино;
  • найти пару к предмету, причем искать не только объекты одинакового вида, но и схожие по смыслу или сфере использования: две одинаковых варежки, чашку и чайную ложку, нитку и иголку и т.д.;
  • сыграть в настольные игры-бродилки, подходящие этой возрастной категории.

Математическое развитие детей дошкольного возраста

Занятия в 5-6 лет

Технология математического развития детей дошкольного возраста на этом этапе характеризуется усложнением занятий и увеличением времени на самостоятельную работу. Дошкольник 5-6 лет уже хорошо может считать до 10 и дальше, выполнять элементарные операции с числами. Все большее внимание уделяют логическому мышлению. На этом этапе методика математического развития детей дошкольного возраста включает следующие задачи:

  • логическое продолжение ряда предметов, чисел;
  • продолжение сюжета сказки или рассказа;
  • задания на логику и счет, например, «Ты да я пошли гулять, сколько нас? Наверно, пять?»;
  • складывание из спичек или палочек геометрических фигур, деление их пополам;
  • разгадывание загадок;
  • выполнение движений в танце с элементами счета: три раза топнуть, два хлопнуть.

Средства математического развития детей дошкольного возраста – это счетные палочки, сортеры, кубики, пирамидки, паззлы и пр. Также используют печатные материалы с дидактическими заданиями, играми на сравнение, группировку, загадками, ребусами, считалками. Читают стихи и сказки детских писателей.

Таким образом, математическое развитие детей старшего дошкольного возраста включает практические занятия, игры, просматривание обучающих фильмов и мультфильмов, объяснение, совместные рассуждения и пр.

Математическое развитие детей дошкольного возраста

Занятия в кружках

В первую очередь развивающие занятия начинаются дома, далее продолжаются в детском саду. Таким образом, к школе малыш уже обладает определенным багажом знаний и, главное, умеет думать, анализировать, выстраивать логические цепочки и делать умозаключения.

Если по каким-то причинам ваш сын или дочь не посещают детский сад, их способности к математике можно развить в специализированных центрах. В основном организаторы предлагают кружки вроде «Занимательной математики», где занятия происходят в игровой форме, без давления преподавателей.

Математическое развитие детей дошкольного возраста

Помните, что задача математического развития детей в семье – не воспитать математика, инженера или научить считать и решать задачи, а воспитать «человека думающего», разумного, способного учиться и пользоваться информацией.