Логоритмические игры

Логоритмические упражнения для дошкольников – педагогический прием для помощи ребенку в овладении речью, тренировке координации действий, способности соотносить слова и движения, для пополнения словарного запаса.

Логоритмические игры

Методика включает выполнение определенных заданий под считалочку, песенку. Картотека логоритмических упражнений насчитывает сотни различных вариантов.

Цели и виды

Основные цели логоритмических упражнений – это развитие:

  • двигательных функций, моторики;
  • слухового восприятия;
  • артикуляционного аппарата, речи;
  • памяти;
  • творческих способностей.

К видам логоритмических упражнений относят задания:

  • без музыки и под мелодию;
  • на внимание;
  • ритмические;
  • на дыхание для правильной артикуляции и постановки голоса;
  • пение;
  • на мелкую моторику;
  • на формирование чувства такта;
  • на координацию.

Логоритмические упражнения для детей

Картотека логоритмических упражнений для дошкольников содержит задания, сгруппированные по возрастам.

Логоритмические игры

До 3-х лет речевой аппарат еще только формируется. Эффективны задачи на имитирование звуков разных животных и птиц и повторение поведения, характерного для них. Можно пытаться воспроизвести природные явления: гром, ветер, дождь. Также результативным будет выполнение ежедневных действий и процессов (умывание, зарядка, еда, прогулка и т.д.) под маленькие стихи (не более 4 строчек). Например, логопедическая игра и упражнение на умывание:

«Моем, моем трубочиста,
Чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет-будет трубочист
Чист-чист, чист-чист».

Или «Водичка-водичка, умой наше личико…».

Эффективна гимнастика для пальчиков под музыку.

Средний дошкольный возраст

Дети 3-4 лет активно развивают речевой аппарат и координацию в пространстве. В этом периоде логоритмика помогает соотносить слова и движения. Во время занятий взрослый человек показывает движения под музыку или стих, а малыш повторяет. Проводящиеся регулярно логоритмические упражнения с музыкальным сопровождением в этом возрасте делают детей подвижными, ритмичными, помогают быстро запоминать процессы и текст песни или стишка.

Логоритмические игры

Одно из популярных занятий называется «Стирка»:

  1. «Мы стираем 1, 2, 3, доску в руки взяли мы» ‒ изображаем процесс стирки на старой стиральной доске.
  2. «Постираем мы руками и поможем нашей маме» ‒ трем кулачки друг об друга.
  3. «Полоскать белье мы будем, грязь отмыть мы не забудем» ‒ дети наклоняются и машут руками в разные стороны, как будто полощут белье.
  4. «Выжмем насухо белье и развесим мы его» ‒ показывают руками выжимание белья, становятся на носочки, чтобы повесить воображаемую одежду на веревку.
  5. «Вот устали, вытрем пот, сколько же у нас забот» ‒ дети вытирают пот и тяжело вздыхают.

Старший дошкольный возраст

Логоритмические упражнения для детей 5-6 лет становятся сложнее, ведь дошкольники уже многое умеют, хорошо владеют речью и своим телом. Они должны быть более активными, требуют повышенной физической нагрузки. Кроме того, стихи и песни становятся сложнее, меняется темп, направление движений. Можно подключать эмоции, имитировать состояние, которое описывается в стишке, выполнять совместные действия: составлять пары, паровозик и т.д.

Логоритмические игры

В этом возрасте не менее полезны логоритмические упражнения с музыкальным сопровождением для детей. Их веселее выполнять, они улучшают настроение и повышают желание тренироваться.

Одно из четверостиший:

«Листья закружились, ветерок подул,
Листики на землю с веток он столкнул.
Ну а в зимний вечер подует ветерок,
Упадет на землю беленький снежок».

При этом можно не показывать телодвижения, а предложить малышам самим их придумать, еще и устроить соревнования, кто интереснее и более творчески выполнит задание.

Можно намеренно запутывать дошкольников, ведь важно научить их концентрироваться и слушать, анализировать информацию из разных источников и сопоставлять ее. Для этого можно говорить одно слово, а показывать другое действие, или наоборот.

Школьники

С началом школьного периода занятия логоритмикой продолжают. Логоритмические упражнения для школьников также нацелены на развитие речи, артикуляцию, полное владение пальцами и всеми мышцами. Строятся они по тем же принципам. Вначале дети настраиваются на работу, разогревают тело. Далее следуют занятия на развитие слухового и зрительного аппарата, памяти и внимания.

Это могут быть ритмические уроки с использованием предметов, выполняемые попарно или целыми группами, задания, которые включают элементы танца. Завершают тренировки, замедляя темп, акцентируя внимание на выражении чувств и эмоций, расслаблении, размеренных вдохах и выдохах.

Попробуйте показать действия, сопровождающие следующий стих:

«Раздается в доме стук: тук да тук, тук да тук.
Солим мы капусту в кадке, солим, перчим, трем да жмем.
И в кадушку утрамбуем, сверху грузиком прижмем».

Делаем движения на строчки стиха под музыку медленного темпа. В конце можно присесть. Постепенно темп ускоряется.

В картотеке можно скачать логоритмические упражнения с музыкальным сопровождением для исправлений определенных недостатков произношения. Например, чтобы малыш лучше выговаривал звук «Л», следуйте рекомендациям на этом видео:

Таким образом, занятия логоритмикой полезны малышам как в дошкольных учреждениях, так и в начальных классах. Ни один развивающий логопедический урок не обходится без применения этой методики, так как она направлена на одновременное развитие слуха, речи, дыхания, моторики, координации, творческих способностей.

Наиболее результативны логоритмические упражнения с музыкой, ведь мелодия побуждает к творчеству, делает урок более веселым, подвижным. Этот метод подходит для тренировки в том числе и детей с различными нарушениями, к примеру, с задержкой речевого развития, СДВГ.