Критическое мышление у детей

Мыслительная деятельность, мышление – самый сложный процесс, стадия наивысшего умственного развития человека, способность, которой он отличается от животных и существ неразумных. Его необходимо постоянно совершенствовать, развивать, тренировать, стимулировать.

Если о логическом, творческом восприятии говорят часто, то теория развития критического мышлени не очень распространена. Тем не менее, ее разработали еще в конце 90-х годов прошлого столетия в Америке авторы Ч. Темпл, Д. Стил и К. Мередит.

Критическое мышление у детей

Такое восприятие – это способность не только получать информацию, но и подвергать ее тщательному анализу, производить синтез понятий, делать выводы и принимать решения с учетом их последствий. Согласитесь, очень важные умения. В век мегаобъемов информации, которые потоком льются на нас из телевизоров, интернета и прочих источников, нужно понимать, где правда, а где вымысел, пытаться анализировать услышанное и увиденное и составлять свое мнение.

Приемам и технологиям развития критического мышления сегодня уделяют повышенное внимание.

Школьная программа построена таким образом, чтобы дети не просто узнали как можно больший объем информации, но и проанализировали ее, сгруппировали.

Технология развития критического мышления

Американские авторы описали основные этапы развития критического мышления:

  1. Возникновение интереса к имеющейся проблеме.
  2. Понимание того, что мы знаем о проблеме, и поиск новой информации.
  3. Анализ сведений, дискуссии и формирование своей точки зрения на проблему.

Наиболее активно приемы развития критического мышления применяют в начальной школе. Их используют учителя для эффективного проведения любого урока. К способам совершенствования умения относят:

  • Кластерный метод. В его основе лежит графическое представление процесса размышления над проблемой. Вначале записывают одно или несколько основных слов, которые связаны с проблемой. Затем в результате обсуждения рядом указывают другие слова, которые имеют отношение к этому и выдвинуты учениками. Фиксируют все предположения (правильные и неправильные). После подачи информации учителем еще раз анализируют то, что знали. На основании новых сведений верные утверждения соединяют с основными словами или исключают неверные.
  • Метод развития критического мышления «Инсерт». Основывается на самостоятельной работе ученика, когда педагог предлагает ему анализировать поданную информацию самостоятельно, при этом отмечая, что он знал, что было для него новым, что он понял и не понял.
  • Техника «Синквейн». Основное понятие описывают с помощью дополнительных. Используют принцип написания стихотворения из пяти строк. Первая – существительная, основное слово. Вторая – два имени прилагательных, относящихся к существительному из первой строки. Третья – три глагола, имеющие отношение к первому слову. Четвертая – четыре слова, которые определяют эмоции и отношение автора. Пятая – одно слово-синоним к первому понятию с учетом чувств и эмоций автора.
  • Техника вопросов. Постановка разных вопросов по теме: простых, сложных, уточняющих, оценочных и т.д.

Чтение и письмо

Наиболее эффективно происходит развитие критического мышления через чтение и письмо. Дети читают текст, получая информацию и параллельно записывая основные мысли, ключевые слова. Делают пометки на полях, отвечают на тестовые вопросы и т.д.

Критическое мышление у детей

Технология критического мышления в начальной школе находится в приоритете, и задания в учебниках строят на основании этого. Например, после прочтения текста в учебнике литературы ученикам предлагают список вопросов, которые принуждают к анализу прочитанного, а не просто запоминанию имен и фактов.

Там же дают задания, которые требуют написания небольших эссе с собственным рассуждением, где нужно ответить на вопросы: «Как ты думаешь?», «Что было бы, если…», «Как могло быть?» и т.д. В математических учебниках также после решения определенной задачи требуется на ее основе составить новые и решить их, т.е. переосмыслить и переработать данные.

Развитие критического мышления у младших школьников – это приоритетная задача современной системы образования, которая начинается с первого класса. Однако начинать работу над этим можно и с более раннего возраста, дома. В дошкольных учреждениях этому процессу также уделяют внимание.

Тренировки в домашних условиях

Критическое мышление у детей

Мама и папа помогут ребенку развить навыки критического мышления, выполняя нехитрые приемы.

  • Поощрять малыша, отвечать на его вопросы, но хитрым способом, вопросом на вопрос, подталкивая к самостоятельному поиску ответа. Например, ребенок спрашивает, что такое радуга. Если мама объяснит разложение света на спектр, то поймет ли малыш что-то, возникнет ли у него еще желание задавать вопросы, ответы на которые не ему принесут полезной информации? Вероятно, нет. А вот если мама спросит: «А как ты думаешь, она какая? Твердая или мягкая? Может, ее нарисовала фея?» и т.д., то малыш попробует сам порассуждать и найти для себя оптимальное объяснение, разумеется, с вашей помощью.
  • Допускать ошибки. Давая ответы на вопросы или рассказывая что-то ребенку, допускайте сознательные ошибки. Если он увидел ошибку и пытается вас исправить, не соглашайтесь сразу. Пусть докажет, что он прав. Например, вы говорите: «Посмотри, какой красивый желтый лист», а он на самом деле зеленый. Малыш возражает: «Но ведь он зеленый», на что вы отмечаете: «Странно, а мне кажется, желтый». Ребенок пытается доказывать: «Мама, ведь сейчас лето, листья еще не пожелтели, они новые, только распустились на дереве, желтеют они осенью, а сейчас июнь». Так совершенствуются его мыслительные способности.
  • Спрашивать и побуждать к рассуждению, обсуждать прочитанные сказки.
  • Играть в игры, в которых задают вопросы, описывают предмет с помощью наводящих вопросов и пр.

Таким образом, развитие критического мышления школьников подготавливает их к взрослой жизни, в которой этот вид познания выступает на передний план, и им ежесекундно придется принимать решения на основе анализа проблем.