Как научиться выговаривать букву Л

Многие мамы с трепетом ждут первого слова малыша. Когда ребенок только начинает говорить, ему с трудом даются многие буквы. Тем не менее вся семья с восторгом воспринимает каждое слово маленького человечка, порой даже начинает говорить таким же образом.

Как научиться выговаривать букву Л

Однако со временем мам настораживает то, что ребенок не выговаривает букву Л. До 4-х лет речь только развивается: чем больше он говорит, тем четче и правильнее это получается, малыш нарабатывает словарный запас. Но вот период с 4 до 6 лет, т.е. до момента поступления в школу – время, когда дети учатся правильно произносить звуки.

Иногда и во взрослой жизни встречаются люди, не выговаривающие букву «Л». Эта проблема приносит им немало проблем. Как правило, в детстве их речевым проблемам не уделяли достаточно внимания. Порой родители думают, что если дошкольник разговорится, это само пройдет. Это неверное суждение.

Причины явления

Почему люди не выговаривают букву Л? Изначально в детском возрасте некоторые звуки некорректно произносят из-за того, что мышцы языка, губ и щек, которые участвуют в речи, еще слабые. Их тоже нужно тренировать. Помимо этого, значение имеет речевое дыхание.

Логопеды говорят о том, что корректировать произношение легче в детстве. Ребенок моментально впитывает информацию и во всем подражает взрослым. Поэтому учиться тому, как правильно выговаривать букву Л, нужно до 5-6 лет.

Как научиться выговаривать букву Л

Это нарушение обозначают термином ламбдацизм – вот как называется, когда не выговариваешь Л. Это частный случай дислалии – явления, при котором не произносят определенные звуки при сохранении нормального слуха и должном «нервном» функционировании артикуляционного аппарата.

Ребенок не выговаривает Л

Прежде чем описывать, как научить ребенка выговаривать букву Л, стоит остановиться на том, какие виды неправильного произношения существуют. К ним относят такие случаи:

  • малыш не говорит «Л» полностью, просто убирая эту букву из слова (ложка – ожка, олень – оень, луна – уна);
  • вместо «Л» произносит «У» (линейка – уинейка, локоть – уокоть) – так происходит тогда, когда дошкольник, не зная, как правильно выговаривать Л, использует вместо языка губы, вытягивая их в трубочку;
  • «Л» заменяет «Й» (колобок – койобок, классный – кйассный);
  • вместо «Л» говорит «НГ», при этом воздух проходит как бы через нос (лапа – нгапа, лом – нгом);
  • язык не упирается в резцы, а попадает между передними зубами, и результат также искажается.

Правильное произношение

Есть общие указания, как выговаривать звук Л. Для правильного произношения необходимо приоткрыть рот так, чтобы губы не соприкасались и челюсти также были слегка разомкнуты. Язык упирают во внутреннюю часть верхних резцов, по бокам образуются щели, через которые выходит воздух при произношении.

Как научиться выговаривать букву Л

Методы и упражнения

В этом подразделе рассмотрим, как научить ребенка выговаривать Л. Есть упражнения для тренировки речевого аппарата, выполняя которые, можно попробовать справиться с проблемой самостоятельно. Однако важно проводить их регулярно.

Занятия длятся не более 10 минут, но их выполняют ежедневно. Малыш должен выказать желание заниматься, его нельзя ругать за промахи. Не забывайте хвалить даже за незначительные, по вашему мнению, успехи. Занятия происходят в форме игры с привлечением любимых игрушек. С ними дошкольник будет охотнее выполнять упражнения и выговаривать букву Л сможет уже спустя несколько недель.

  1. Первое упражнение – на дыхание. Практически все звуки говорятся на выдохе без раздувания щек. С ребенком можно надувать шарики, мыльные пузыри, дуть на перышко, одуванчик или бумажный кораблик в воде, еще интереснее – гасить свечи.
  2. Перед тем как научиться выговаривать букву Л, важно понять, как правильно ставить язык во время этого. Используйте упражнение под названием «Лошадка». Выполняйте его вместе со своим сыном или дочкой. При этом вы должны стоять перед ним, чтобы он видел, как вы это делаете. Цокайте, как лошадка, громко и тихо, быстро и медленно. Только следите, чтобы нижняя челюсть при этом не шевелилась. После этого цокайте почти беззвучно. Предложите малышу повторить за вами.
  3. Упражнение «Фен» поможет правильно дышать. Нужно коснуться язычком верхних зубов, как бы прикусив. Рот при этом не сомкнут, а приоткрыт. Потом выдыхать так, чтобы воздух шел по бокам с двух сторон. Чтобы проверить, корректно ли вы все делаете, дышите на вату или перышко.
  4. Упражнение «Мурзик»: нужно облизать верхнюю губу, но только не от края до края, а сверху вниз. Язычок не вытягивать в трубочку: край должен быть широким, а рот – слегка приоткрытым.
  5. Упражнение «Позвони мне». Для того необходимо упереться кончиком языка в передние зубы и сильно давить, как на кнопку телефона. При этом говорить. Должно выходить подобие «Л».

Как научиться выговаривать букву Л

Рассматривая то, как научить выговаривать Л, стоит упомянуть, что вначале пытаются воспроизводить «Л» твердую. Только потом – мягкую. Также следует постоянно повторять слоги с «Л», слова, которые начинаются на нее. Не страшно, если вначале язык будет как бы застревать между зубами: после можно пытаться говорить, пряча его.

Артикуляционная гимнастика

Врачи, отвечая на вопрос о том, как научиться выговаривать Л, уделяют внимание артикуляционной гимнастике. Она тренирует нужные мышцы и способствует гибкости и подвижности языка. Предложите ребенку выполнить следующие задачи:

  • широко улыбаться с закрытым и приоткрытым ртом на протяжении половины минуты;
  • облизывать губы сверху вниз по кругу в одну и другую сторону;
  • проталкивать язычок между зубов, как будто это грабли;
  • двигать языком внутри рта от щеки к щеке, сверху вниз;
  • «гудеть»: край языка спрятан за нижними зубами, а спинка прижата к верхнему небу, при этом нужно пытаться гудеть, как пароход, произнося «ы-ы-ы».

Если же занятия дома не принесли должного результата, обратитесь к логопеду или дефектологу, который объяснит и покажет, как научить выговаривать букву Л, или сам будет заниматься с ребенком. В любом случае необходимо озадачиться этой проблемой в раннем возрасте дошкольника, чтобы во взрослой жизни у него не было комплексов по поводу несовершенной речи.