Как научить ребенка считать

Научившись ходить и говорить, малыш начинает интересоваться буквами и цифрами. Один из базовых навыков – умение считать. Предлагаем разобрать основные подходы и методики обучения счету.

Как научить ребенка считать

Когда начинать?

Некоторые психологи и педагоги утверждают, что идеальным возрастом для обучения считается период 6 – 7 лет. Другие придерживаются мнения, что следует вводить цифры постепенно, начиная с 1 года. До года можно играть в пальчики, развивать мелкую моторику, читать ребенку вслух считалочки, не акцентируя внимания на цифрах. Далее, с 1 до 3 лет, необходимо научить чадо различать понятия «один» и «много».

После этого, в 3 – 4 года, упражняемся в сравнении маленьких и больших предметов, единицы и множества. В 4 – 5 лет можно смело приступать к счету – применяйте карточки с цифрами и изображениями, а в 5 – 6 – решать задачи c вопросами «сколько» и «больше – меньше», при этом следует объяснить, что такое количественные числа.

Как научить ребенка считать

Как научить ребенка считать в уме?

Родители – главные педагоги для своих чад. Но и они не всегда знают, как правильно решить некоторые насущные вопросы, связанные с их развитием. За них эти делают опытные педагоги, которые создают свои методики. Предлагаем вашему вниманию наиболее популярные способы обучения счету.

Метод Леушиной

Считается наиболее традиционной. Ее создательница – педагог, профессор, доктор педагогических наук, специалист в области дошкольного воспитания Анна Михайловна Леушина. Наряду с преподавательской вела активную научную работу, основная сфера изысканий – психическое развитие дошкольников.

Ее методические разработки, в частности, данный способ, сегодня используются в российских детских садах.
В чем суть? На первом этапе дети учатся видеть и изменять пространственное положение предметов, которые они пересчитывают. При этом они помогают себе словестно. К примеру, «яблоко», «еще яблоко», «еще яблоко». Далее можно переходить к подсчету с использованием слов «больше», «меньше».

Заключительным этапом является название количества предметов и попытка ответа на вопрос «сколько?».
При таком подходе тренируется физическая активность и речевые навыки, но не уделяется вниманию упражнениям на темп мышления.

Способ Гленна Домана

Американский врач-физиотерапевт занимался вопросами восстановления детей с поражением нервной системы и задержками в развитии. Его подход предполагает использование картинок с точками – взрослый демонстрирует малышу изображение, тот называет число.

На первом уровне применяются только карточки с минимальным количеством точек (до 5). Далее их количество увеличивается – до 10, 20 и, наконец, до 100. Не предполагаются такие операции, как сложение/вычитание и проговаривание. Для получения видимых результатов тренировки должны проводиться по нескольку раз в день, что может быть утомительно для дошкольников.

Способ исключает выстраивание ассоциативных схем с изображениями предметов и цифр, дошкольник учится работать сразу с большими числами. Но у него есть и недостатки – нет упражнений на окружающих предметах для получения практического опыта, неусидчивым малышам быстро надоест описанный процесс освоения новых знаний.

Как научить ребенка считать

«Стосчет» Зайцева

Создатель методы Николай Александрович Зайцев – российский педагог, разработчик методики «складов», которая была предложена Львом Толстым в его пособии «Азбука». Упражнения по обучению счету актуальны для детей 3 – 4 лет. Основные материалы – таблицы с цифрами от «0» до «9» и их образами.

Первая таблица применяется при освоении операций сложения и вычитания в уме (в пределах 100). Вторая знакомит с трехзначными числами, третья – с многозначными. Благодаря упражнениям Зайцева дети тренируются в нахождении, узнавании и назывании чисел.

Недостатком «стосчета» является то, что метода основана на механическом запоминании цифр. Зайцев не приводит упражнений на развитие мелкой моторики.

Ментальная арифметика

Данная методика сегодня достаточно популярна среди российских мам. Ее создателями являются японцы, первые упоминания о данной разновидности обучения счету относится к XVI веку. Подходит для деток от 4 до 12 лет. Считается, что лучше начинать заниматься раньше – так вашему чаду будет гораздо легче. Весь процесс укладывается в 2 – 3 года, он включает в себя 10 ступеней.

Основным инструментом являются счеты абакус. Тренируя мелкую моторику, дети перебирают эти счеты и выставляют числа. В случае появления значительных успехов абакус убирают, и ребенок выполняет вычисления в уме.

Благодаря ментальной арифметике развивается образное и логическое мышление, умение считать усваивается достаточно быстро. Однако прекращение использования абакуса часто приводит к ослабеванию отработанных навыков.

Как научить ребенка считать

Методика Полякова

Подход предполагает использование сразу двух видов памяти – двигательной и зрительной. Среди инструментов обучения – цифровые кубики, по ним малыш учится интерпретировать количество. Сначала идет освоение счета до 10, потом дошкольником должны выполняться простые операции по сложению чисел и их вычитанию. Тренировки можно проводить не только дома, но и на улице, в гостях и т.д. – главное, чтобы под руками были предметы для счета. Среди плюсов – игровая форма обучения и оптимальная продолжительность «урока» (необходимо всего 10 – 20 минут). Наиболее привлекательными такие занятия будут при обучении в небольших группах по 2 – 3 человека.

Заключение

Итак, мы рассмотрели 5 способов научить ребенка считать. Каждый из предложенных имеет свои плюсы и минусы, но при регулярном применении все они оказываются эффективными. И запомните: сразу ваше чадо не научится считать в уме, для этого нужно приложить много усилий и сначала проговаривать получаемую и обрабатываемую им информацию вслух. Рекомендуем опробовать хотя бы несколько из указанных метод – так вы сможете выделить наиболее подходящую.