Эстетическое воспитание и развитие детей должно стать неотъемлемой частью процесса общего развития. Как когда-то говорил А.П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Малыш должен понимать, что же это такое – прекрасное. Как отличить его, выделить среди всего многообразия предметов и явлений. Реализация художественно-эстетического развития детей помогает воспитать гармоничного человека, способного видеть прекрасное в окружающем мире и участвовать в его создании.

Эстетическое развитие детей

Художественно-эстетическое развитие детей

Говоря понятным языком, это обучение дошкольника способности находить и видеть, создавать, ценить и беречь то прекрасное, что нас окружает ежедневно. Понятие включает не только красивые вещи, картины, музыку, но и определенные чувства и эмоции, правильное поведение, духовность и пр.

Задачи художественно-эстетического развития детей:

  • знакомство с эталонами прекрасного и формирование вкуса;
  • понимание ценности этого;
  • способность видеть эстетику в окружающем мире, соотносить ее со своим вкусом, чувствами и ощущениями;
  • воспитание гармоничной личности.

Маленький человек развивается каждую минуту через изобразительное искусство, музыку, литературу, театральные постановки, природу, телевидение.

К методам эстетического развития детей относятся:

  • наглядные – созерцание картин, посещение музеев, выставок, театров, мероприятий творческого характера, экскурсий;
  • словесные – рассказ, объяснение, прослушивание музыки, сказок, стихов;
  • деятельные – посещение детского сада или кружка, самостоятельные творческие занятия, лепка, рисование, пение, танцы и др.

Самый эффективный метод эстетического развития детей дошкольного возраста – личный пример. Сложно ожидать от сына или дочки увлечения Вивальди, если родители слушают тяжелый рок, так же, как и невозможно требовать чистоты в детской, если во всей квартире разбросаны вещи и лежит пыль.

Занятия в 1-2 года

Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста начинается с рождения. Многие мамы замечали, что младенец уже реагирует на музыку: одна его успокаивает и настраивает на позитивный лад, другая, наоборот, вызывает беспокойство. Неправильно думать, что он, лежа в кроватке, не способен познавать прекрасное. Включайте ему музыкальные подборки для малышей, разработанные психологами. Переодевая его, делая массаж, играя, воспроизводите классические произведения, чтобы уже на этом этапе начал формироваться музыкальный вкус.

Эстетическое развитие детей

Позже младенец станет реагировать на яркие игрушки и вещи, особенно на блестящие. Уже в полгода у него есть определенные цветовые предпочтения, он выбирает игрушки конкретных цветов. До 2-х лет дошкольник самостоятельно еще мало что может делать, поэтому на этом этапе главный метод художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста – словесный.

Мама обращает его внимание на прекрасное вокруг, на цветы, деревья, красоту птиц и животных, читает сказки, стихи. Включает мультики, передачи, где детки поют и танцуют, поощряет желание петь и танцевать. Эффективное занятие – рисование, только с учетом возрастных особенностей. Можно рисовать пальчиками: например, на нарисованное дерево пальчиками нанести ягоды.

Воспитание в 3-4 года

Это этап самого активного развития во всех смыслах, и в художественном – также. Если дошкольник посещает образовательное учреждение, то программы по художественно-эстетическому развитию детей включены в план обучения. Если же он не ходит в сад, то можно посещать развивающие занятия в каком-либо центре. На них малыши танцуют, поют, учат стихи, занимаются всеми видами творчества.

Эстетическое развитие детей

Дома же предлагайте ему:

  1. Рисовать красками, карандашами, мелками. Можно использовать нетрадиционные способы рисования: продуктами, губкой, трубочкой и др. Движения дошкольника уже более четкие, он пытается изображать конкретные объекты. Учите его рисовать простые предметы и украшать подручными материалами: блестками, перышками и др.
  2. Лепить из пластилина: у него сформируется пространственное ощущение форм и пропорций, он сможет воплотить свои образы.
  3. В младшем возрасте ходить в кукольный или обычный театр, цирк, на различные представления, утренники. Родители должны всячески способствовать этому.
  4. Слушать (читать) как можно больше сказок и стихов, обсуждать их, придумывать рассказы и сюжеты.
  5. Изучать основные правила поведения вежливого человека, красиво одеваться, сочетать одежду, следить за чистотой и опрятностью.

Воспитание в 5-6 лет

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста усложняется и набирает обороты. К 5-6 годам малыш уже многое умеет, кроме того у него уже есть базовые предпочтения в музыке, литературе, искусстве. Дети на этом этапе более самостоятельны, они могут выстроить сюжет в сказке, в рисунке, придумать песню, стих танец, мама уже не ведущий в занятиях, а зритель и советчик.

Эстетическое развитие детей

В дошкольных учреждениях на первый план выходят театрализованные постановки, в которых воспитанники поют, танцуют, играют роли. Дома также можно играть в пальчиковый театр, стимулировать ребенка готовить какие-либо творческие номера, в которых он может проявить свою фантазию и творческие способности.

К методам эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в этом периоде можно отнести:

  • занятие творчеством дома (рисование, лепка);
  • посещение музеев, выставок, экскурсий (ребенок уже способен определенное время концентрировать внимание);
  • посещение театров, концертов;
  • посещение хореографических кружков, занятия рисованием, пением, другими видами декоративно-прикладного творчества;
  • для формирования вкуса мама может предоставить ребенку право выбора в одежде, объясняя и корректируя его.

Если уделять эстетическому развитию маленького человека должное внимание, мы вырастим человека не только образованного, но и гармоничного, творческого.