Эмоциональное развитие ребенка

Переживая о физическом здоровье малыша, родители, бывает, не делают акцент на его эмоциональном состоянии. А ведь от него во многом зависит психологическое благополучие человека, социальный комфорт. Для того, чтобы обеспечить эмоциональное здоровье малыша, его нужно учить проявлять свои ощущения, управлять ими, создавать оптимальные условия для развития эмоциональной сферы – об этом и пойдет дальше речь в этой статье.

Эмоциональное развитие ребенка

Особенности эмоционального развития ребенка

Дошкольный возраст длится всего 7 лет. Этот период считается максимально удачным для развития эмоций, психических функций, начала становления человека, как личности. В раннем дошкольном возрасте малыш еще не умеет управлять своими чувствами и реакциями на события в его жизни. Они быстро появляются, а потом так же быстро затухают. Дети младшего дошкольного возраста особенно чувствительны, так как у них преобладает восприятие мира на эмоциональном уровне.

В этом периоде данная сфера непосредственно влияет на развитие мышления, психики. От нее зависит становление моральных норм, познание и следование нравственным правилам. Старшие дошкольники могут правильно распознавать настроение другого человека. Внимание они обращают на выражение лица, но поза, пантомимика не имеет для них должного значения. Источник их эмоций – все то, что представляет для них интерес.

Эмоциональное развитие ребенка

Развитие в дошкольном периоде происходит стремительно, поэтому времени лучше не терять. Начинать осознанное знакомство с эмоциями можно уже с младшей группы, после того, как закончится период адаптации. При правильном влиянии взрослого чувства дошкольника подчиняются мышлению, становятся более рациональными. Дети понимают не только свои ощущения, но и переживания окружающих. Они становятся психологически устойчивыми к воздействию негативных факторов, а риск развития асоциальных наклонностей снижается.

Условия эмоционального развития у детей

Для развития эмоциональной сферы взрослые должны постараться создать такие условия, которые позволят им раскрыться, усвоить основные понятия.

К таковым относят:

  1. Общение детей со сверстниками и гармоничные отношения в семье. Если эмоциональный контакт недостаточен, становление этой сферы задерживается. Взаимоотношение малыша с окружающими людьми – источник чувств, ощущений. Не последнее место в этом процессе занимает семейный круг. Если общение тут неправильное, то малыш будет сильнее привязан к одному из родителей, а во взрослой жизни у него возникнут проблемы с построением личных отношений. Взрослые должны способствовать тому, чтобы дети не закрывались в себе, а могли проявить и объяснить свои чувства и не боялись этого делать. Самим постараться все сделать для того, чтобы в семье царили порядок, гармония, взаимоуважение и эмоциональная «теплота», чтобы ребенок чувствовал себя счастливым.
  2. Специально организованная деятельность. Здесь развитием эмоциональной сферы занимаются воспитатели, психологи, музыкальные работники. Дети воспринимают какую-то информацию, вызывающую у них определенные чувства, пробуют осознать процесс. Педагоги должны сделать так, чтобы малышу было комфортно на таких занятиях, он посещал их с удовольствием. Только в таком случае они будут максимально эффективны.
  3. Игровая деятельность. Это основа общего развития дошкольников. Игра в таком возрасте – это наилучшая форма развития и приобретения каких-либо навыков.
  4. Выполнение совместных трудовых поручений. Дети учатся помогать друг другу, сопереживать. Группа дошкольников становится более сплоченной и единой.
  5. Речевое развитие детей. Нужно постоянно обращать внимание на эмоции и ощущения малышей в той или иной ситуации, учить описывать и объяснять их, искать причины возникновения.

Эмоциональное развитие ребенка

Комплексное воздействие оптимальных условий на детей поможет им развить умение проявлять адекватные эмоциональные реакции в различных ситуациях, постепенно становится гармоничной личностью, которая наделена рядом положительных качеств и умеет правильно управлять своими эмоциями.

Программы, способствующие эмоциональному развитию

При планировании работы по эмоциональному развитию детей, необходимо обратить внимание на уже готовые программы, содержащие комплекс занятий для малышей разного дошкольного возраста. Самыми интересными из них являются:

  • Погосова Н. «Погружение в сказку»;
  • Князева О.М., Стеркина Р.Б. «Я, ты, мы»;
  • Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»;
  • Монакова Н.И. «Путешествие с Гномом»;
  • Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду».

Практически во всех работах основным приоритетом считается гармоничное всестороннее развитие малыша. Относительно эмоциональной сферы говорится, что подход должен быть комплексным и включать необходимые условия. А занятия с малышом должны проводиться не только в детском саду, но и дома.

Игры на эмоциональное развитие детей

Игра – основной инструмент, при помощи которого дошкольник познает этот мир. Он является самым доступным для ребенка и сопровождает его детство, даже в младшем школьном возрасте познавательный процесс посредством игровых занятий приносит отличные результаты.

Эмоциональное развитие ребенка

Для развития эмоциональной сферы можно применять такие игры:

«Угадай настроение». Здесь дети учатся узнавать эмоции, выражать их при помощи движений. Они играют роль птичек, которые по команде начинают «летать» по площадке, изображая настроение. После команды: «Приземлились!» дети замирают в разных позах. Взрослый должен подойти к каждому из них и угадать его эмоцию. На примере этой игры можно разрабатывать различные ее вариации, например, после прочтения понятного для возраста текста пусть малыши изобразят персонажей, с помощью преподавателей помогут описать их чувства, почему так происходит, это плохо или хорошо, сделать выводы. Так ребенку легче «прощупать» эмоцию, понять что она означает, почему так люди поступают и как необходимо правильно себя вести.

«Отражение». Один дошкольник показывает эмоцию, а другой должен назвать и повторить ее. Игра учит понимать чувства другого человека и реагировать на них, делать оценку.

«Найди лицо». Дидактическая игра, в которое есть сюжетные картинки и смайлы с изображением различного настроения.

«Весело-грустно». Дети танцуют с игрушками под веселую или грустную музыку. Игра учит через творчество выражать чувства, а также пониманию того, что живопись, музыка, театр, кино и другой окружающий мир могут на них воздействовать.

«Эмоциональное рисование». Кроха может рисовать настроение героев из сказки, свое и близких, самостоятельно выбрать цвета и изобразить окружающий мир, свой дом и др. По таким детским произведениям можно проводить диагностику эмоционального состояния малыша, в случае выявления проблем, проводить коррекцию.

Эмоциональное развитие ребенка

На становление эмоциональной сферы влияет окружающая обстановка, внимание и общение, различные занятия с малышом, развитие его творческого потенциала. Не стоит жалеть на это времени, ведь только в таком случае социальная адаптация пройдет быстро и безболезненно, а ребенок будет расти уверенным в себе и счастливым. В противном случае дети могут стать тревожными, мнительными, со склонностями к фобиям и паническим атакам, депрессиям и т.д.