Артикуляционная гимнастика Р

Когда заходит речь о логопедических проблемах ребенка, сразу подразумевается, что он не выговаривает букву «Р». Это, пожалуй, самое распространенное нарушение речи, потому что ее не так просто научиться произносить. Даже специалисты рекомендуют обращать внимание на это логопедическое расстройство после 5 лет, а выговаривать эту букву малыши начинают к 4-5 годам.

Артикуляционная гимнастика Р

Конечно, дошкольнику можно помочь: разработан комплекс артикуляционной гимнастики для звука «Р». Но перед тем, как их описывать, необходимо разобраться в артикуляционном профиле звука «Р» и правильном говорении.

Правильные действия

Эта буква относится к сонорным, дрожащим (вибрирующим). В зависимости от места образования, звучание бывает альвеольным или язычным. Также оно может быть твердым и мягким.

Итак, артикуляционный уклад звука «Р» следующий:

  1. Чтобы правильно выговаривать, необходимо напрячь нижнюю челюсть, корень и спинку языка.
  2. Кончик поднять к небу в районе резцов и альвеол, он должен быть истонченным и вибрирующим.
  3. Среднюю часть опустить, а заднюю и боковую – приподнять. Он принимает форму ложечки и упирается в коренные верхние зубы.
  4. Мягкое произношение отличается положением спинки – она приподнята – и положением языка, который несколько выдвинут вперед и больше прогибается.

Виды нарушения

Существует много видов нарушений, когда ребенок не знает артикуляционную характеристику звука «Р». Отсутствие бывает полным или частичным, его могут неправильно произносить. Также возможны:

  • картавость, к которой приводит вибрация мягкого неба или маленького язычка, иногда (встречается редко) вибрируют губы;
  • говорение с гнусавым, носовым оттенком;
  • глухое произношение без участия голоса;
  • замена «Р» другими буквами, часто «Л», реже «Г», «Д», «К», «Т».

Артикуляционная гимнастика Р

В этих случаях одних артикуляционных упражнений для постановки звука «Р» может быть недостаточно. К таким расстройствам может приводить нарушение в строении речевого аппарата (слишком длинный или короткий язык, короткая уздечка), неправильный прикус, недоразвитость участвующих в речи мышц и пр.

Артикуляционная гимнастика для звука «Р»

Мама может сама заниматься с малышом, выполняя артикуляционную гимнастику для буквы «Р». Однако специалисты советуют хотя бы получить консультацию логопеда, который определит причину расстройства (их много, как мы уже разобрались) и разработает стратегию исправления и комплекс упражнений, даст рекомендации касательно домашних заданий. Если все же мама хочет попробовать сама заниматься с дошкольником, то лучше обратить внимание на артикуляционную гимнастику для звука «Р» с картинками, чтобы сначала самой разобраться, как ее проводить.

Задания, которые мы рассмотрим, будут в основном направлены на домашние занятия, так как более серьезные комплексы тренировок лучше проводить со специалистом. Задания направлены на улучшение состояния мышц. При регулярном выполнении они уже через 1-2 недели дадут первые результаты и улучшения. Также можно посмотреть артикуляционную гимнастику звука «Р» в формате видео отдельно или вместе с ребенком. Возможно, так ему будет более понятно, как выполнять задачи.

Проведите такие занятия:

  1. «Щетка» – язык выполняет роль зубной щетки. Необходимо имитировать процесс чистки зубов.
  2. «Молоток» – прислонить язычок к верхним резцам и на счет делать вид, что он забивает гвоздь между зубами.
  3. «Художник» – необходимо, чтобы малыш с помощью языка раскрашивал небо от основания зубов и вглубь, насколько возможно.
  4. Высунуть язычок и положить на нижнюю губу. Верхней постукивать по нему и говорить «Пя». Потом дать ему отдохнуть в таком положении несколько секунд.
    Каждую из этих задач артикуляционной гимнастики для постановки звука «Р» нужно выполнять не менее 10 раз.

При короткой уздечке

Если в неправильном произношении «Р» виновата короткая уздечка, то можно попробовать такие упражнения:

  1. Поцокать язычком, как это делает лошадка, когда скачет. Прижать кверху, при этом он должен быть широким. Приоткрыть рот, слегка улыбнуться. Резко оторвать с характерным щелчком.
  2. Прижать язычок к верхнему небу и удерживать в таком положении, открывая и закрывая рот.
  3. Открыть рот, сделать вдох через нос, язык прижав к небу. При закрытии опускать и выдыхать через рот.
    Их также нужно повторять до 10 раз.

Артикуляционная гимнастика Р

Другие способы корректировки

Для корректировки дыхательного ритма можно делать упражнения артикуляционной гимнастики со звуком «Р», при которых часто говорить «Д» или «Т». При этом необходимо делать выдох через рот. Затем несколько раз повторить «Ды», «Ты», «Да», «Та», «Дэ», «Тэ» и чередовать их. Повторяйте слова, в которых рядом стоят «Д-Р» или «З-Р», при этом долго произносить «Д» или «З». Затем все слово до конца: «драка», «зрение», «зрачок», «дружба», «труд», «троллейбус», «здравствуйте» и др.

Аналогично можно попросить малыша говорить «Д» или «З». Ротик приоткрыт, а мама чистой чайной ложкой водит в области подъязычной связки из стороны в сторону, создавая колебания. При этом произносимые фонемы меняются, и получается «Р».

Артикуляционная гимнастика Р

Мы рассмотрели доступные приемы артикуляционной гимнастики «Р», «Рь», которые можно применять дома. Они направлены на тренировку мышц, растяжку уздечки и постановку дыхания для исправления нарушений. Если же регулярное выполнение комплекса не приносит видимых результатов, то лучше обратиться за консультацией к логопеду. Если проблема в короткой уздечке, то, возможно, она уже не растянется, и понадобится небольшая операция по ее подрезанию. Только врач решает вопрос о необходимости этой процедуры.

Корректировке неправильного произношения обязательно стоит уделять внимание, ведь это залог того, что во взрослом периоде у ребенка не будет проблем и комплексов. Мама может выделить 15 минут в день для выполнения артикуляционных упражнений для звука «Р», и уже через небольшой период времени добиться того, что дошкольник будет в совершенстве владеть произношением всех букв.