Артикуляционная гимнастика «л»

Дефекты развития речи — нередкое явление у детей младшего возраста. Одной из проблем является правильная постановка согласного звука «Л». Артикуляционные упражнения для звука «л» скорректируют такое нарушение. Такая гимнастика включает в себя специальный комплекс упражнений. Твердый звук «л» и мягкий «ль» скорректируются благодаря таким видам тренировок:

  • гимнастика для правильного произношения звука;
  • зарядка органов дыхания в процессе произношения;
  • методики, направленные на автоматизацию произношения.

Артикуляционная гимнастика "л"

Желательно, чтобы упражнения совмещали в себе все перечисленные пункты. Время выполнения — не более 15 минут. С детьми 5-7 лет занятия не должны быть дольше 25 минут.

Артикуляционная гимнастика «л»

Правильную постановку твердого «л» можно тренировать как со специалистом-логопедом, так и дома с родителями. Артикуляционный уклад звука л:

  • открытое положение губ;
  • между верхним и нижним рядом зубов просвет в несколько миллиметров;
  • кончик языка приподнят кверху и опирается на верхнюю челюсть;

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука «л» рекомендуется выполнять, соблюдая следующие несложные правила:

  • Сначала выполнять более легкие упражнения, а затем более сложные.
  • Первые занятия выполняются не спеша и напротив зеркала.
  • Одна методика повторяется 2-10 раз.
  • Упражнения выполняются каждый день.
  • Допускается механическая помощь, когда ребенок не может выполнить конкретное движение. Используется чайная ложечка, палец или обратная сторона шариковой ручки.
  • Можно разделить гимнастику на блоки заданий и выполнять на протяжении дня.

Безупречная постановка и уклад твердого «л» и мягкого «ль» возможны только при точном соблюдении всех правил.
Рассмотрим основные артикуляционные упражнения для постановки звука «л».

Артикуляционная гимнастика "л"

Упражнение «забор»

Исходное положение: широкая улыбка. Верхний и нижний ряд зубов виден. Верхний ряд зубов накладывается на нижний «заборчиком». Далее нужно про себя произносить звук «и». Выдержать под счет от 1 до 10 секунд.

«Лента»

Зубы почти полностью сомкнуты, язык широкий и напряженный. Нужно постараться протиснуть язык между зубами, одновременно широко улыбаясь. Благодаря этому упражнению вырабатывается артикуляционный профиль звука «л».

«Раскачивание»

Кончик языка должен по очереди дотрагиваться то к нижней, то к верхней челюсти. Сама челюсть зафиксирована и неподвижна.

«Кисточка»

Рот в открытом положении. Оба ряда зубов должны быть видны. Кончик языка гладит вперед-назад небо, изображая движения кисточки. Губы и нижняя челюсть зафиксированы. Язык дотрагивается внутренней стороны верхнего ряда зубов. Такая гимнастика хорошо тренирует и мягкий «ль».

Артикуляционная гимнастика "л"

«Грибочек»

Более сложная гимнастика для уклада твердого «л» и мягкого «ль». Исходная позиция: улыбка, зубы видны, рот немного приоткрыт. Язык в широком расположении прижимается к небу и напоминает грибную шляпку. Подъязычная перепонка похожа на грибную ножку. Важно удерживать такое положение на протяжении 5-10 секунд. Повторить методику 5-10 раз.

«Мяч в ворота»

Для занятия понадобится кусочек ваты и «футбольные ворота» из спичек. Нужно вытянуть губы вперед «трубочкой» и подуть на вату так, чтобы она попала в ворота. Щеки при этом не должны надуваться, а загнать вату в ворота нужно одним выдохом.

Для безупречной постановки звука «л» и облегчения артикуляционной гимнастики с мамой желательно посмотреть наглядное пособие – видеоролик: